ЛЕ́ТНИЙ САД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́ТНИЙ САД в С.-Петербурге, старейший дворцово-парковый ансамбль города. Заложен в 1704 у летней дерев. резиденции имп. Петра I (1703) на берегу Невы, на небольшом острове, образованном реками Мойка, Фонтанка и искусств. Лебяжьим каналом (прорыт в 1716). Л. с. был задуман как обширная регулярная композиция с геометрич. сеткой аллей, разделённых боскетами, фигурными прудами, узорными клумбами и др. атрибутами барочных парков. Он отразил вкусы Петра I, который деятельно участвовал в его создании. Планировкой Л. с. занимались архитекторы И. М. Угрюмов, Ж. Б. Леблон, М. Г. Земцов и др., мастера-садоводы Я. Розен и др. О первоначальном виде Л. с. даёт представление гравюра А. Ф. Зубова: нарядные барочные галереи украшали набережную Невы, были выстроены дворцы Петра I и Екатерины I, оранжереи и многочисл. павильоны. Наиболее ярким барочным сооружением был несохранившийся каменный павильон «Грот» (1714–25, по проекту А. Шлютера строили архитекторы Г. И. Маттарнови, Н. Микетти и М. Г. Земцов). Сложнейшая фонтанная система с колёсными водоподъёмными машинами обеспечивала при Петре I работу многочисл. фонтанов. Отличит. особенность сада – богатство и разнообразие флоры: по указу царя в него завозили лиственные деревья разных пород из разл. областей России; цветы и кустарники доставляли из Швеции, Голландии, Германии. По замыслу Петра I здесь была собрана уникальная, крупнейшая в стране коллекция итал. декоративной скульптуры рубежа 17–18 вв. Статуи покупали готовыми или заказывали тематич. сериями у известных мастеров – Д. Бонаццы, А. Тарсии, Д. и П. Гропелли и др. Беломраморные изваяния античных богов и героев, аллегории времён года и природных стихий, расположенные на фоне зелёных боскетов, составляли единый худож. ансамбль. По описи 1736 их было св. 200, но с течением времени их количество и расстановка неоднократно менялись.
Летний дворец Петра I – уникальный памятник, сохранивший подлинные черты архитектуры и декора петровского барокко (1710–14, архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер; экспозиция, посвящённая культуре и быту нач. 18 в., включает подлинные вещи Петра I). Значительность и нарядность фасадам небольшого каменного здания придают 28 терракотовых аллегорич. барельефов, прославляющих мор. победы России (проект Шлютера). Покои Петра I в Летнем дворце сохранили первоначальную планировку и отделку.
В 1760–80-е гг. ансамбль Л. с. претерпел значит. изменения. Разрушительное наводнение 1777 нанесло непоправимый урон строениям, зелёным насаждениям и фонтанной системе сада. Это бедствие, а также изменения худож. вкусов обусловили смену регулярного облика Л. с. на пейзажный, свойственный паркам эпохи классицизма. Одной из достопримечательностей С.-Петербурга стала сооружённая со стороны Невы ажурная ограда-решётка (1770–84, архитекторы Ю. М. Фельтен, П. Е. Егоров).
К кон. 18 в. Л. с. изменил не только свой облик, но и назначение, постепенно утратив статус закрытой царской резиденции. Уже в сер. 18 в. 1–2 раза в неделю сад открывался для прогулок знати, с нач. 19 в. он стал доступен всем горожанам и сделался любимым местом отдыха. В этот период в Л. с. в стиле позднего классицизма были построены каменный «Кофейный домик» (перестроен из павильона «Грот»; 1826, арх. К. И. Росси, скульптор В. И. Демут-Малиновский) и дерев. «Чайный домик» (1827, арх. Л. И. Шарлемань; реставрирован в 1984). С юж. стороны сада в 1825–26 возведена чугунная ограда (арх. Шарлемань по проекту П. П. Базена), возле которой в 1839 поместили вазу из розового порфира, доставленную из Швеции. В 1855 в Л. с. установлен памятник И. А. Крылову (1848–53, скульптор П. К. Клодт, барельефы пьедестала – по эскизам А. А. Агина).
До наших дней Л. с. имеет границы петровского периода (к нему ныне примыкают Марсово поле и Инженерный замок) с осн. чертами его первоначальной планировки. Кроме Летнего дворца, сохранился фигурный Карпиев пруд (1714–16). Знаменитая коллекция мраморной скульптуры ныне насчитывает 38 статуй, 48 скульптурных бюстов и 5 скульптурных групп. С 1990-х гг. мраморные скульптуры и бюсты заменяются копиями. Площадь Л. с. 11,7 га, в нём растут ок. 3 тыс. деревьев более чем 10 пород (липы, клёны, вязы, дубы, ясени и др.) и декоративные кустарники. С 2002 Л. с. входит в комплекс Русского музея; в саду ведутся археологич. и реставрац. работы. В составе историч. застройки центра С.-Петербурга Л. с. включён в список Всемирного наследия.