ЗУ́БОВ АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗУ́БОВ Алексей Фёдорович (1682 или 1683, Москва – 1750 или 1751, там же), рос. гравёр. Сын Ф. Е. Зубова, брат И. Ф. Зубова. Учился сначала в иконописной мастерской Оружейной палаты у Т. И. Филатьева (1689–90) и Г. Т. Зиновьева (с 1690), а затем – в Гравировальной палате у А. Шхонебека (с 1699). В 1704–05 находился в распоряжении Турецкой комиссии, уточнявшей границы и изготовлявшей карты после заключения мира с Турцией. С 1706 работал в Оружейной палате. В 1711 переехал в С.-Петербург, где работал до 1727 (вместе с П. Пикартом) старшим мастером гравировальной мастерской при С.-Петерб. типографии. Лучший рус. гравёр 1-й пол. 18 в., З. наиболее полно выразил дух Петровской эпохи, когда карты и планы сражений, изображения баталий, завоёванных городов и победных фейерверков гравировались немедленно по следам событий (преим. в технике офорта), раздавались в армии, продавались «везде на Москве и в городех», рассылались Петром I за границу в виде «презентов». Таковы листы «Книги Марсовой» (1712–1714), «Свадьба Петра I и Екатерины в Зимнем дворце… в 1712 г.» (1712), «Баталия Полтавская» (1714, совм. с Пикартом), «Морское сражение у мыса Гангут» (1715), «Сражение при Гренгаме» (1721). З. можно назвать и основоположником «петербургской видописи», родоначальником ведуты в рус. иск-ве. Он посвятил новой столице мн. листы, включая огромную «Панораму Петербурга» (гравюра резцом, 1716), точно фиксирующую облик молодого города (гравюра печаталась с 8 досок; одновременно было напечатано 11 «малых видов» С.-Петербурга, исполненных З. и А. И. Ростовцевым). В произведениях З. аксонометрич. изображение архитектуры и пейзажа сочетается с элементами прямой перспективы. В 1732 вернулся в Москву и последние два десятилетия своей жизни провёл, выполняя заказы Синодальной типографии, гравируя карты для «Атласа Всероссийской империи» и вырезая медные доски для печати гербовой бумаги. О вынужденной архаичности языка его последних работ свидетельствует огромный «Вид Соловецкого монастыря», исполненный совм. с братом (закончена в 1744).