Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИНА́ЛЬДИ

Авторы: И. Е. Печёнкин
Фото Д. В. Соловьёва А. Ринальди. Павильон Катальной горки в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов). 1762–74.

РИНА́ЛЬДИ (Rinaldi) Ан­то­нио [ок. 1709, Не­аполь (по др. дан­ным, 1710, Па­лер­мо) – 10.4.1794, Рим], итал. и рос. ар­хи­тек­тор. Учил­ся в Не­апо­ле у Л. Ван­ви­тел­ли, ру­ко­во­дил строи­тель­ст­вом со­бо­ра мон. Сан­та-Ма­рия-Мад­да­ле­на в Пе­за­ро (1740–45) и уча­ст­во­вал в по­строй­ке Ко­ро­лев­ско­го двор­ца в Ка­зер­те (на­чат в 1752; оба – по про­ек­там Ван­ви­тел­ли). В 1750 граф К. Г. Ра­зу­мов­ский за­ка­зал Р. про­ект ре­зи­ден­ции в Ба­ту­рине (1750-е гг., пе­ре­строе­на). При­быв на Ук­раи­ну в 1752, Р. спро­ек­ти­ро­вал так­же дво­рец в Глу­хо­ве (1750-е гг., не реа­ли­зо­ван) и Вос­кре­сен­ский со­бор в По­че­пе (осу­ще­ст­в­лён арх. А. Г. Янов­ским ме­ж­ду 1765 и 1771; см. илл. к ст. Брян­ская об­ласть). С 1754 Р. ра­бо­тал в С.-Пе­тербур­ге, с 1756 при­двор­ный ар­хи­тек­тор. Клю­че­вые про­из­ве­де­ния Р.: дво­рец Пет­ра III (1758–62), Ки­тай­ский дво­рец (1762–68), Ка­таль­ная гор­ка и од­но­им. па­виль­он (1762–74) в Ора­ни­ен­бау­ме [см. илл. к ст. Ло­мо­но­сов (го­род)], са­мые яр­кие при­ме­ры ар­хи­тек­ту­ры ро­ко­ко в Рос­сии. Осо­бен­ность ра­бот Р. – ори­ен­та­ция на нем. об­раз­цы сти­ля: так, влия­ние Ним­фен­бур­га в Мюн­хе­не от­ра­зи­лось в пла­ни­ров­ке Боль­шо­го двор­ца в Гат­чи­не (1766–81, пе­ре­стро­ен). При соз­да­нии ин­терь­е­ров это­го зда­ния и Мра­мор­но­го двор­ца в С.-Пе­тер­бур­ге (1768–85) Р. об­ра­тил­ся к вхо­див­ше­му в мо­ду «гре­че­ско­му вку­су» (ран­не­му клас­си­циз­му; см. илл. к этой ста­тье). В столь же ком­про­мисс­ном клю­че по про­ек­там Р. по­строе­ны Ека­те­ри­нин­ский со­бор в Ям­бур­ге (1764–82; см. илл. к ст. Кин­ги­сепп) и Князь-Вла­ди­мир­ский со­бор в С.-Пе­тер­бур­ге (1766–89). Р. за­вер­шил ка­то­лич. ц. Св. Ека­те­ри­ны (1783) в С.-Пе­тер­бур­ге, воз­вёл Ки­тай­ский те­атр (1777–79), Чес­мен­скую ко­лон­ну (1774–76) и др. со­ору­же­ния в Цар­ском Се­ле. По про­ек­ту Р. был со­ору­жён в сто­ли­це т. н. 3-й Исаа­ки­ев­ский со­бор (1768–1802, не сохр.). В 1790 Р. вер­нул­ся в Ита­лию.

Лит.: Рас­кин А. Г. Го­род Ло­мо­но­сов: Двор­цо­во-пар­ко­вые ан­самб­ли XVIII в. 2-е изд. Л., 1981; Кю­ча­ри­анц Д. А. А. Ри­наль­ди. СПб., 1994; Ух­на­лев А. Е. Мра­мор­ный дво­рец в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Век во­сем­на­дца­тый. СПб., 2002; Ма­ка­ров В. К., Пет­ров А. Н. Гат­чи­на. 3-е изд. СПб., 2007.

Вернуться к началу