РИНА́ЛЬДИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИНА́ЛЬДИ (Rinaldi) Антонио [ок. 1709, Неаполь (по др. данным, 1710, Палермо) – 10.4.1794, Рим], итал. и рос. архитектор. Учился в Неаполе у Л. Ванвителли, руководил строительством собора мон. Санта-Мария-Маддалена в Пезаро (1740–45) и участвовал в постройке Королевского дворца в Казерте (начат в 1752; оба – по проектам Ванвителли). В 1750 граф К. Г. Разумовский заказал Р. проект резиденции в Батурине (1750-е гг., перестроена). Прибыв на Украину в 1752, Р. спроектировал также дворец в Глухове (1750-е гг., не реализован) и Воскресенский собор в Почепе (осуществлён арх. А. Г. Яновским между 1765 и 1771; см. илл. к ст. Брянская область). С 1754 Р. работал в С.-Петербурге, с 1756 придворный архитектор. Ключевые произведения Р.: дворец Петра III (1758–62), Китайский дворец (1762–68), Катальная горка и одноим. павильон (1762–74) в Ораниенбауме [см. илл. к ст. Ломоносов (город)], самые яркие примеры архитектуры рококо в России. Особенность работ Р. – ориентация на нем. образцы стиля: так, влияние Нимфенбурга в Мюнхене отразилось в планировке Большого дворца в Гатчине (1766–81, перестроен). При создании интерьеров этого здания и Мраморного дворца в С.-Петербурге (1768–85) Р. обратился к входившему в моду «греческому вкусу» (раннему классицизму; см. илл. к этой статье). В столь же компромиссном ключе по проектам Р. построены Екатерининский собор в Ямбурге (1764–82; см. илл. к ст. Кингисепп) и Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге (1766–89). Р. завершил католич. ц. Св. Екатерины (1783) в С.-Петербурге, возвёл Китайский театр (1777–79), Чесменскую колонну (1774–76) и др. сооружения в Царском Селе. По проекту Р. был сооружён в столице т. н. 3-й Исаакиевский собор (1768–1802, не сохр.). В 1790 Р. вернулся в Италию.