АНДРЕ́ЕВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНДРЕ́ЕВ Николай Андреевич [14(26). 10.1873, Москва – 24.12.1932, там же], рос. скульптор и график. Учился в СХПУ (1885–91) и МУЖВЗ (1892–1901) у С. М. Волнухина. Испытал влияние импрессионизма П. П. Трубецкого. Уже в ранний период проявил большой талант портретиста («П. Д. Боборыкин», 1904; «Л. Н. Толстой», 1905; оба – бронза, ГТГ). Стилизуя историко-худож. мотивы, выдвинулся в ряд крупных мастеров рус. модерна (барельефы «Весна» и «Осень» для гостиницы «Метрополь» в Москве, 1901). Обычно его эскизы переводились в бронзу, но обращался также к терракоте («Вакханка на козле», 1905) и майолике («Панька», 1912–13). Лучшим его дореволюц. произведением стал памятник Н. В. Гоголю (бронза, гранит, 1904–08, открыт в 1909): писатель изображён сидящим в позе скорбного раздумья, на невысоких рельефах постамента – гротескные фигуры его героев. Создал также памятник доктору Ф. П. Гаазу (бронза, гранит, 1909; оба – в Москве).
После Окт. революции 1917 в рамках монументальной пропаганды плана А. исполнил экспрессивно-лаконичные по формам фигуры А. И. Герцена и Н. П. Огарёва (гранитная крошка на цементе, установлены в 1922 перед зданием МГУ на Моховой ул.). Выполнял с натуры портреты деятелей политики и культуры (Ф. И. Шаляпина, М. Горького, К. С. Станиславского, К. Цеткин, И. В. Сталина и др., все 1918–22). Сочетая итал. карандаш с пастелью и мелом, создал особый тип плакатного по духу, удобного для полиграфич. размножения портрета, сохраняющего в то же время острую объективность. В натурных этюдах 1919–20 зародилась и его знаменитая «Лениниана» (ок. 100 скульптурных и ок. 200 графич. портретов) – жёсткие, волевые и лишённые чрезмерной идеализации портреты вождя, в т. ч. графический (1930–32), включённый в оформление членского билета КПСС, статуя «Ленин-вождь» (1931–1932), законченная и переведённая в мрамор братом мастера, ваятелем В. А. Андреевым (1890–1945), были объявлены классикой социалистического реализма. В 1924–28 А. работал над памятником А. Н. Островскому; открытый в 1929, вошёл в число самых известных моск. монументов. Успешно выступал и как сценограф, оформляя в осн. спектакли МХАТа («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1921, и др.).