СОЦИАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ РЕАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЦИАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ РЕАЛИ́ЗМ (соцреализм), творческий метод, провозглашённый офиц. сов. эстетикой основным для сферы отеч. культуры и искусства. Формированию доктрины С. р., господствовавшей в СССР с сер. 1930-х гг., предшествовали теоретич. суждения А. В. Луначарского (ст. «Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907, и др.), опиравшегося в значит. степени на статью В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905), а также деятельность Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ) и Ассоциации художников революционной России (АХРР; декларировавшей «героический реализм»). Понятие творч. метода, заимствованное из марксистской эстетики, в кон. 1920-х гг. оформилось в противопоставление «диалектико-материалистич. творч. метода» пролетарской лит-ры «механистическому методу» буржуазной лит-ры, что в нач. 1930-х гг. было переосмыслено как противостояние «утверждающего», «социалистического» («пролетарского») реализма и «старого» («буржуазного») критического реализма.
Термин «С. р.» в печати впервые употребил в 1932 председатель организац. к-та СП СССР И. М. Гронский («Литературная газета» от 23 мая). В качестве осн. творч. метода сов. лит-ры С. р. был утверждён на 1-м Всесоюзном съезде сов. писателей в 1934 (в т. ч. при активном участии М. Горького, А. А. Фадеева, Н. И. Бухарина); формулировки из доклада А. А. Жданова (задача писателя «изображать действительность в её революционном развитии»; «правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма») были закреплены в Уставе СП. К основополагающему для С. р. принципу партийности в сер. 1930-х гг. прибавился принцип народности (в смысле доступности иск-ва для восприятия широких нар. масс, отражения их жизни и интересов), ставший столь же неотъемлемым для соцреалистической доктрины. Другими важными для произведений С. р. чертами были жизнеутверждающий пафос и революционно-романтич. героика. В результате С. р. превращал лит-ру и иск-во в мощный инструмент идеологич. воздействия (ср. приписываемое И. В. Сталину высказывание о писателях как «инженерах человеческих душ»). Отклонение от принципов С. р. преследовалось.
Литература
В литературе первым произведением С. р. ретроспективно был назван роман «Мать» М. Горького (1906–07), которому обязана своим появлением схема образа «положительного героя» – человека, переживающего новое рождение в ходе революц. борьбы. Классикой С. р., также ретроспективно, признаны романы «Чапаев» Д. И. Фурманова (1923), «Железный поток» А. С. Серафимовича (1924), «Цемент» Ф. В. Гладкова (1925), «Разгром» А. А. Фадеева (1927). Яркими образцами соцреалистич. лит-ры стали романы Ф. И. Панфёрова, Н. А. Островского, Б. Н. Полевого, В. Н. Ажаева; драматургия В. В. Вишневского, А. Е. Корнейчука, Н. Ф. Погодина и др. Основы С. р. поколеблены с началом «оттепели» в сер. 1950-х гг., но окончат. освобождение от его принципов произошло только с крушением государства, идеологию которого он обслуживал. С. р. не был исключительно явлением сов. лит-ры: его эстетич. принципы разделяли и некоторые зарубежные писатели, в т. ч. Л. Арагон, М. Пуйманова, А. Зегерс.
Изобразительное искусство
В изобразительных искусствах С. р. нашёл отображение в возобладании социально-историч. мифов и торжественно-репрезентативных приёмов их интерпретации: идеализация натуры, ложный пафос, историч. фальшь, рационалистич. организованность повествования, преувеличенная масштабность мн. произведений (А. М. Герасимов, В. П. Ефанов, Вл. А. Серов, Б. В. Иогансон, Д. А. Налбандян, С. Д. Меркуров, Н. В. Томский, Е. В. Вучетич и мн. др.). Отвечающими нормам С. р. признаны вместе с тем и значит. произведения ряда рос. мастеров сов. эпохи (В. И. Мухиной, С. Т. Конёнкова, А. А. Дейнеки, С. А. Чуйкова, С. В. Герасимова, А. А. Пластова, П. Д. Корина, М. С. Сарьяна и др.). Изоляция от мирового иск-ва усиливала догматизм и нетерпимость С. р., особенно в послевоенные годы, когда его принципы распространялись на иск-во стран коммунистич. блока. Директивное внедрение метода С. р. во все области иск-ва, бескомпромиссная борьба с любыми проявлениями «формализма» и «западничества» привели к становлению в СССР особой формы тоталитарного искусства, стремившегося к подавлению разл. течений авангардизма, т. н. неофициального иск-ва (в т. ч. послевоенного андерграунда в СССР). Однако уже с сер. 1960-х гг. развитие иск-ва в СССР всё меньше связано с догмами С. р., вскоре ставшими анахронизмом. В истории архитектуры термин «С. р.» используют преим. для обозначения построек сталинского неоклассицизма в СССР и странах Вост. Европы.
Кино
В кино эстетика С. р. формировалась в 1920-е гг. в наиболее значимых для этого времени плакатных лентах о революции: «Броненосец "Потёмкин"» (1925), «Октябрь» (1927) С. М. Эйзенштейна; «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927) В. И. Пудовкина, и др. Она стала доминирующей в 1930-е гг., когда отход от соцреалистич. канона был уже практически невозможен: «Великий гражданин» Ф. М. Эрмлера (1938–39), «Депутат Балтики» (1937) и «Член правительства» (1940) И. Е. Хейфица и А. Г. Зархи; трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга («Юность Максима», 1935; «Возвращение Максима», 1937; «Выборгская сторона», 1939), «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939) М. И. Ромма. Как направление С. р. продолжал существовать вплоть до кон. 1980-х гг., большинство лент подобного типа создавалось в жанре киноромана и объявлялось приоритетными достижениями сов. кинематографа – фильмы Д. Я. Храбровицкого, Е. С. Матвеева, Т. В. Левчука, И. А. Гостева и др.
Театр
В театре нормативы С. р. внедрены в нач. 1930-х гг. при непосредств. участии М. Горького, вопреки логике развития режиссёрских систем нач. 20 в. и 1920-х гг. Идеологи ВКП(б) направляли сов. театр по дорежиссёрской модели кон. 19 в. как иск-во вторичное по отношению к лит-ре, жизнеподобное, политизированное, дидактическое. Метод Московского Художественного театра в упрощённом, ложном понимании был объявлен единственно плодотворным для развития С. р. Внешние признаки правдоподобия сочетались с грубой идеологичностью, схематизацией, искусств. внешней характерностью в исполнительстве, иллюстративностью, шаблонностью, пафосом в режиссуре. Обязательной стала революц. тема в псевдоисторической интерпретации (напр., «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина, Моск. театр им. Евг. Вахтангова, 1937). Поставленные с учётом «классового конфликта» пьесы Горького «Егор Булычов и другие» (Театр им. Вахтангова, 1932) и «Враги» (МХАТ, 1935) – эталон метода С. р. В соответствие с этой «горьковской» моделью были приведены постановки произведений Л. Н. Толстого, У. Шекспира, А. П. Чехова и др. В спектаклях 1930-х гг., при неизбежном декларативном соблюдении внешних признаков метода С. р. (социальная типизация, идеологичность), не могло быть полностью подавлено творчество выдающихся артистов и режиссёров, сформированных в прежнюю эпоху. Послевоенная ситуация (до сер. 1950-х гг.), с внедрением «теории бесконфликтности», отмечена нарастанием лживости театрального иск-ва, его худож. упадком. За рубежом своеобразное понимание С. р. в 1950-е гг. выразилось в творчестве Б. Брехта.