САРЬЯ́Н МАРТИРОС СЕРГЕЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САРЬЯ́Н Мартирос Сергеевич [16(28).2.1880, Нахичевань-на-Дону, ныне в черте Ростова-на-Дону – 5.5.1972, Ереван], арм. живописец, график, сценограф, нар. худ. СССР (1960), д. чл. АХ СССР (1947), д. чл. АН Арм. ССР (1956), Герой Соц. Труда (1965). Учился в МУЖВЗ (1897–1904) у Л. О. Пастернака, А. Е. Архипова, В. А. Серова и К. А. Коровина. Участник выставок «Алая роза» (1904), «Голубая роза» (1907), «Мир искусства» (1913–15), СРХ (1910–11). Увлечение ориентализмом, метафоричность худож. языка сближают раннее творчество С. с рус. символизмом. Картины «У гранатового дерева» (ГТГ) и «Пантеры» (Нац. галерея Армении, Ереван; обе 1907) написаны длинными параллельными мазками и смотрятся как некое подобие тканого арм. ковра. Сочетание чувственной убедительности вост. мотивов, обобщённой знаковости образов с почти фресковой монументальностью особенно ярко выражено в картинах по мотивам поездок в Турцию, Египет, Иран в 1910–13 («Улица. Полдень. Константинополь», 1910; «Финиковая пальма. Египет», 1911, обе в ГТГ); яркий локальный цвет и обострённый линейный ритм композиций свидетельствуют о влиянии А. Матисса.
С 1921 С. работал в Ереване, стал основоположником совр. арм. школы живописи. Одновременно не прерывал связей с худож. жизнью России, входил в моск. объединение «Четыре искусства» (1924–29). Посетил Италию (1924), Париж (1926–28), Туркмению (1934). Лучшим работам этого периода присуща декоративность, сочетающаяся с нюансированной разработкой тональных отношений («Армения», 1923, Нац. галерея Армении; цикл «Моя Родина», 1952–58, и др.). Автор мн. портретов (И. А. Орбели, 1943, Нац. галерея Армении, и др.) и натюрмортов. Оформлял спектакли Арм. театра оперы и балета (Ереван) и др.; иллюстрировал книги. Преподавал в Театрально-худож. ин-те (1946–52; проф. с 1947). Ленинская пр. (1961), Гос. пр. СССР (1941), Гос. пр. Арм. ССР (1966). Награждён 3 орденами Ленина (1945, 1965, 1970). В 1967 в Ереване открыт Дом-музей художника.