Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САРЬЯ́Н МАРТИРОС СЕРГЕЕВИЧ

Авторы: М. Ф. Киселёв
М. С. Сарьян. «Пёстрый пейзаж». 1924. Русский музей (С.-Петербург).

САРЬЯ́Н Мар­ти­рос Сер­гее­вич [16(28).2.1880, На­хи­че­вань-на-До­ну, ны­не в чер­те Рос­то­ва-на-До­ну – 5.5.1972, Ере­ван], арм. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф, нар. худ. СССР (1960), д. чл. АХ СССР (1947), д. чл. АН Арм. ССР (1956), Ге­рой Соц. Тру­да (1965). Учил­ся в МУЖВЗ (1897–1904) у Л. О. Пас­тер­на­ка, А. Е. Ар­хи­по­ва, В. А. Се­ро­ва и К. А. Ко­ро­ви­на. Уча­ст­ник вы­ста­вок «Алая ро­за» (1904), «Го­лу­бая ро­за» (1907), «Мир ис­кус­ст­ва» (1913–15), СРХ (1910–11). Ув­ле­че­ние ори­ен­та­лиз­мом, ме­та­фо­рич­ность ху­дож. язы­ка сбли­жа­ют ран­нее твор­че­ст­во С. с рус. сим­во­лиз­мом. Кар­ти­ны «У гра­на­то­во­го де­ре­ва» (ГТГ) и «Пан­те­ры» (Нац. га­ле­рея Ар­ме­нии, Ере­ван; обе 1907) на­пи­са­ны длин­ны­ми па­рал­лель­ны­ми маз­ка­ми и смот­рят­ся как не­кое по­до­бие тка­но­го арм. ков­ра. Со­че­та­ние чув­ст­вен­ной убе­ди­тель­но­сти вост. мо­ти­вов, обоб­щён­ной зна­ко­во­сти об­ра­зов с поч­ти фре­ско­вой мо­ну­мен­таль­но­стью осо­бен­но яр­ко вы­ра­же­но в кар­ти­нах по мо­ти­вам по­ез­док в Тур­цию, Еги­пет, Иран в 1910–13 («Ули­ца. Пол­день. Кон­стан­ти­но­поль», 1910; «Фи­ни­ко­вая паль­ма. Еги­пет», 1911, обе в ГТГ); яр­кий ло­каль­ный цвет и обо­ст­рён­ный ли­ней­ный ритм ком­по­зи­ций сви­де­тель­ст­ву­ют о влия­нии А. Ма­тис­са.

С 1921 С. ра­бо­тал в Ере­ва­не, стал ос­но­во­по­лож­ни­ком совр. арм. шко­лы жи­во­пи­си. Од­но­вре­мен­но не пре­ры­вал свя­зей с ху­дож. жиз­нью Рос­сии, вхо­дил в моск. объ­е­ди­не­ние «Че­ты­ре ис­кус­ст­ва» (1924–29). По­се­тил Ита­лию (1924), Па­риж (1926–28), Турк­ме­нию (1934). Луч­шим ра­бо­там это­го пе­рио­да при­су­ща де­ко­ра­тив­ность, со­че­таю­щая­ся с ню­ан­си­ро­ван­ной раз­ра­бот­кой то­наль­ных от­но­ше­ний («Ар­ме­ния», 1923, Нац. га­ле­рея Ар­ме­нии; цикл «Моя Ро­ди­на», 1952–58, и др.). Ав­тор мн. порт­ре­тов (И. А. Ор­бе­ли, 1943, Нац. га­ле­рея Ар­ме­нии, и др.) и на­тюр­мор­тов. Оформ­лял спек­так­ли Арм. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та (Ере­ван) и др.; ил­лю­ст­ри­ро­вал кни­ги. Пре­по­да­вал в Те­ат­раль­но-ху­дож. ин-те (1946–52; проф. с 1947). Ле­нин­ская пр. (1961), Гос. пр. СССР (1941), Гос. пр. Арм. ССР (1966). На­гра­ж­дён 3 ор­де­на­ми Ле­ни­на (1945, 1965, 1970). В 1967 в Ере­ва­не от­крыт Дом-му­зей ху­дож­ни­ка.

Соч.: Из мо­ей жиз­ни. 3-е изд. М., 1985.

Лит.: Драм­пян Р. Сарь­ян. М., 1964; Ка­пла­но­ва С. М. С. Сарь­ян. М., 1973; Ха­чат­рян Ш. Г. М. Сарь­ян: Цве­ты: [Аль­бом]. М., 1987.

Вернуться к началу