
КОРО́ВИН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРО́ВИН Константин Алексеевич [23.11 (5.12).1861, Москва – 11.9.1939, Париж], рос. живописец, сценограф, литератор, д. чл. петерб. АХ (1905). Брат С. А. Коровина. Родился в старообрядческой семье. Учился в МУЖВЗ (1875–1884) у А. К. Саврасова, Е. С. Сорокина и В. Д. Поленова, а также в петерб. АХ (1882). Его соучениками и друзьями были И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Е. Архипов, Л. О. Пастернак; длительные дружеские отношения связывали К. с В. А. Серовым.
Уже первые работы К. свидетельствуют о явном влиянии импрессионизма («Портрет хористки», 1883, ГТГ). С 1887 художник регулярно бывал в Париже. На протяжении всего творч. пути художник был увлечён передачей световоздушной среды, поисками композиции, воплощающей принцип «жизненно-случайного»; тяготел к намеренной эскизности манеры. Худож. устремления, определившиеся в ранних произведениях, развивают работы «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1886–88, ГТГ) с тонкой градацией серого и чёрного, портрет певицы Т. С. Любатович (1886, ГРМ), «За чайным столом» (1887–88, Музей-заповедник Поленово, Тульская обл.), «В лодке» (1887–88, ГТГ). В пейзажах К. точно передан характер изображаемых мест: атмосфера Юга в кавказских работах (1889), оттенки холодных серебристо-серых мерцаний скупых лучей света в пейзажах Рус. Севера («Зима в Лапландии», «Ручей Св. Трифона в Печенге», обе работы 1894, ГТГ).
С 1885 К. стал активным участником Абрамцевского художественного кружка, с деятельностью которого связано начало его работы в театре. В 1885–91 и 1896–99 оформлял спектакли Частной рус. оперы С. И. Мамонтова, в т. ч. «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1897, совм. с С. В. Малютиным), «Юдифь» А. Н. Серова (1898, совм. с В. А. Серовым), а также Т-ва рус. оперы П. Г. Солодовникова в Москве («Хованщина» М. П. Мусоргского, 1897, совм. с А. М. Васнецовым и Малютиным, и др.). В 1899–1919 декоратор при Дирекции имп. (до 1917) театров в Москве (в 1910–1919 гл. декоратор и худ.-консультант) и в С.-Петербурге – Петрограде (1902–1923); оформил св. 100 спектаклей. Среди его работ в Большом и Мариинском театрах: оперы – «Русалка» А. С. Даргомыжского (1900, совм. с А. Я. Головиным), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1908), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907, совм. с А. М. Васнецовым) и «Золотой петушок» (1909) Римского-Корсакова; балеты – «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (1900, совм. с Головиным и Н. А. Клодтом), «Лебединое озеро» (1901, с ними же) и «Щелкунчик» (1919) Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова (1908). К. участвовал в оформлении спектаклей Русских сезонов за границей (дивертисмент «Пир», 1909), труппы А. П. Павловой и др. Работал также для драматич. трупп (Общества лит-ры и иск-ва и Малого театра – в Москве, петерб. Александринского театра). Спектакли в декорациях К. неоднократно возобновлялись в театрах Москвы и Ленинграда (после 1924). Один из крупнейших реформаторов рус. театрально-декорационного иск-ва, К. создал новый тип декораций «большого стиля» – зрелищных, красочных, эмоционально соответствующих сценич. действию.
Под влиянием работы в театре в станковом иск-ве К. усиливается декоративное начало: в пейзажах (виды Крыма, рус. деревень и ночного Парижа), натюрмортах, интерьерах, также в портретах (И. А. Морозова, 1903, ГТГ; Ф. И. Шаляпина, 1911, ГРМ, и др.). Как художник-монументалист К. проявил себя в оформлении созданного по собств. проекту павильона Крайнего Севера для Всерос. худож.-пром. выставки 1896 в Нижнем Новгороде (панно – в ГТГ); разработал архит. проект павильона кустарной пром-сти и написал 30 панно на темы Сибири, Крайнего Севера, Ср. Азии (ныне – в ГРМ) для рус. отдела на Всемирной выставке 1900 в Париже. За эту работу он был награждён орденом Почётного легиона (1900) и рядом золотых и серебряных медалей.
Один из учредителей Союза русских художников (1903). Преподавал в МУЖВЗ (1901–18). В 1918 К. входил в Комиссию по охране памятников иск-ва и старины в Москве; преподавал в ГСХМ. В нач. 1923 эмигрировал, поселился в Париже, оформлял спектакли театров Парижа, Турина, Лондона, Копенгагена, Каунаса; писал пейзажи вечернего Парижа и натюрморты, но признанием не пользовался. Жил бедно, зарабатывал в осн. лит. трудом, печатая в рус. изданиях рассказы о деревенской жизни, путевые очерки, воспоминания. Преподавал в Рус. худож. академии в Париже (1929–39). Его сын – живописец и сценограф Алексей Константинович Коровин (1897–1950), с 1923 также работал в Париже.