КОНЁНКОВ СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНЁНКОВ Сергей Тимофеевич [28.6(10.7).1874, дер. Караковичи Ельнинского у. Смоленской губ. – 9.10.1971, Москва], рос. скульптор, график, д. чл. АХ (Петроград, 1916) и АХ СССР (1954), нар. худ. СССР (1958). Герой Соц. Труда (1964). Учился в МУЖВЗ (1892–96) у С. М. Волнухина, С. И. Иванова; работал в мастерской П. П. Трубецкого. В 1897 послан в учебную поездку, посетил Берлин, Дрезден, Париж и города Италии. Испытал влияние О. Родена и его школы, а также отчасти А. фон Хильдебранда. Продолжил обучение в петерб. АХ (1899–1902) у В. А. Беклемишева; звание художника получил за композицию «Самсон» («Разрывающий узы»; не сохр.). С 1902 жил в Москве; принимал участие в Декабрьском вооруж. восстании 1905. Член Нового об-ва художников (1908), Союза русских художников (1909–15), объединения «Мир искусства» (1917–1923). В 1912 совершил поездку в Турцию, Грецию и Египет.
Автор мн. портретов: «Мыслитель» (1898, ГРМ), «Нике» (портрет Т. Я. Коняевой, 1906, ГТГ), А. П. Чехова (1908, Дом-музей А. П. Чехова, Москва; все – мрамор), сказительницы М. Д. Кривополеновой (дерево, 1916, ГТГ); ряда «романтизированных» портретных изображений в гипсе, дереве и мраморе (Н. Паганини, 1906, 1915, и др.; Ф. М. Достоевский, 1924, 1933, и др.; «Демон», 1936–38 и 1955). Одним из первых К. обратился к нар. худож. традиции скульптуры из дерева, воссоздав фантастич. мир сказочных существ: «Великосил» (1909, Худож. музей, Нижний Новгород), «Старичок-полевичок» (1910, ГТГ), «Вещая старушка» (1916, Худож. музей Белоруссии, Минск), «Лесовик» (1917, Музей искусств Республики Казахстан, Алма-Ата) и др. Иным направлением творчества К. стала строгая «антикизирующая» пластика работ в мраморе: «Коленопреклонённая» (1907, ГТГ), «Кора» (1912, ГРМ), «Вакх» (1916, Мемориальный музей-мастерская К., Москва) и др. Исполнял монументально-декоративные работы (в т. ч. скульптурное оформление кафе-кондитерской Филиппова на Тверской ул. в Москве, 1905).
После 1917 К. принимал активное участие в осуществлении Монументальной пропаганды плана, был одним из организаторов и пред. Моск. проф. союза скульпторов-художников (1917–19); стоял у истоков сов. монументальной скульптуры. Создал мемориальную доску «Павшим за мир и братство народов» для Сенатской башни Моск. Кремля и композицию «Степан Разин со своей дружиной» для Красной пл. (дерево, 1919; обе – ГРМ).
В кон. 1923 К. был командирован в США для участия в выставке рус. и сов. иск-ва; до 1945 жил в Нью-Йорке. В 1928–29 совершил поездку в Италию, где встречался с М. Горьким и исполнил его портрет; среди др. произведений К. – портреты Л. Н. Толстого (дерево, 1924), С. В. Рахманинова (бронза, 1925, Стейнуэй-холл, Нью-Йорк), Ф. И. Шаляпина (гипс, 1925, Мемориальный музей-мастерская К., Москва), А. Эйнштейна (бронза, 1936–38, Принстонский ун-т), А. Тосканини (дерево, 1941–42, частное собрание, Нью-Йорк). К амер. периоду творчества относятся рисунки К. на библейские темы. Во время 2-й мировой войны К. был членом К-та помощи России.
В 1945 К. вернулся в Россию. Продолжал работать в области психологич. портрета (В. И. Суриков, 1946 и 1964; В. В. Маяковский, 1947 и 1961; автопортрет, мрамор, 1954, ГТГ, и др.); создавал памятники (хирургу А. В. Вишневскому, бронза, 1950; М. Н. Ермоловой, мрамор, 1955, оба – в Москве), монументально-декоративную скульптуру (скульптурный ансамбль Муз.-драматич. театра в Петрозаводске, 1953–54), символич. образы, возвращаясь к темам раннего творчества [«Освобождённый человек» («Самсон»), 1947, ГРМ].
Творч. устремления К. связаны с преодолением натурализма и академизма 19 в., отсюда – обращение к греч. архаике и нар. иск-ву, работе в твёрдом материале (дерево, камень); гиперболизация, экспрессивность формы, повышенная эмоциональность образного строя. Неоромантич. и неоклассич. тенденциям К. придал ярко выраженный нац. характер. Преподавал во Вхутемасе и студии Пролеткульта в Москве (1918–22), оказал влияние на В. Н. Домогацкого, Г. И. Мотовилова.
Ленинская пр. (1957). Награждён орденами Ленина (1956, 1964). В 1974 в Москве открыт Мемориальный музей-мастерская С. Т. Конёнкова.