Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНЁНКОВ СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Авторы: А. М. Муратов

КОНЁНКОВ Сер­гей Ти­мо­фее­вич [28.6(10.7).1874, дер. Ка­ра­ко­ви­чи Ель­нин­ско­го у. Смо­лен­ской губ.  9.10.1971, Мо­ск­ва], рос. скульп­тор, гра­фик, д. чл. АХ (Пе­тро­град, 1916) и АХ СССР (1954), нар. худ. СССР (1958). Ге­рой Соц. Тру­да (1964). Учил­ся в МУЖВЗ (1892–96) у С. М. Вол­ну­хи­на, С. И. Ива­но­ва; ра­бо­тал в мас­тер­ской П. П. Тру­бец­ко­го. В 1897 по­слан в учеб­ную по­езд­ку, по­се­тил Бер­лин, Дрез­ден, Па­риж и го­ро­да Ита­лии. Ис­пы­тал влия­ние О. Ро­де­на и его шко­лы, а так­же от­час­ти А. фон Хиль­деб­ран­да. Про­дол­жил обу­че­ние в пе­терб. АХ (1899–1902) у В. А. Бек­ле­ми­ше­ва; зва­ние ху­дож­ни­ка по­лу­чил за ком­по­зи­цию «Сам­сон» («Раз­ры­ваю­щий узы»; не сохр.). С 1902 жил в Мо­ск­ве; при­ни­мал уча­стие в Де­кабрь­ском воо­руж. вос­ста­нии 1905. Член Но­во­го об-ва ху­дож­ни­ков (1908), Сою­за рус­ских ху­дож­ни­ков (1909–15), объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (1917–1923). В 1912 со­вер­шил по­езд­ку в Тур­цию, Гре­цию и Еги­пет.

Фото В. М. Паппе С. Т. Конёнков. «Мыслитель». Мрамор. 1898. Русский музей (С.-Петербург).

Ав­тор мн. порт­ре­тов: «Мыс­ли­тель» (1898, ГРМ), «Ни­ке» (порт­рет Т. Я. Ко­няе­вой, 1906, ГТГ), А. П. Че­хо­ва (1908, Дом-му­зей А. П. Че­хо­ва, Мо­ск­ва; все – мра­мор), ска­зи­тель­ни­цы М. Д. Кри­во­по­ле­но­вой (де­ре­во, 1916, ГТГ); ря­да «ро­ман­ти­зи­ро­ван­ных» порт­рет­ных изо­бра­же­ний в гип­се, де­ре­ве и мра­мо­ре (Н. Па­га­ни­ни, 1906, 1915, и др.; Ф. М. Дос­то­ев­ский, 1924, 1933, и др.; «Де­мон», 1936–38 и 1955). Од­ним из пер­вых К. об­ра­тил­ся к нар. ху­дож. тра­ди­ции скульп­ту­ры из де­ре­ва, вос­соз­дав фан­та­стич. мир ска­зоч­ных су­ществ: «Ве­ли­ко­сил» (1909, Ху­дож. му­зей, Ниж­ний Нов­го­род), «Ста­ри­чок-по­ле­ви­чок» (1910, ГТГ), «Ве­щая ста­руш­ка» (1916, Ху­дож. му­зей Бе­ло­рус­сии, Минск), «Ле­со­вик» (1917, Му­зей ис­кусств Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан, Ал­ма-Ата) и др. Иным на­прав­ле­ни­ем твор­че­ст­ва К. ста­ла стро­гая «ан­ти­ки­зи­рую­щая» пла­сти­ка ра­бот в мра­мо­ре: «Ко­ле­но­пре­кло­нён­ная» (1907, ГТГ), «Ко­ра» (1912, ГРМ), «Вакх» (1916, Ме­мо­ри­аль­ный му­зей-мас­тер­ская К., Мо­ск­ва) и др. Ис­пол­нял мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ные ра­бо­ты (в т. ч. скульп­тур­ное оформ­ле­ние ка­фе-кон­ди­тер­ской Фи­лип­по­ва на Твер­ской ул. в Мо­ск­ве, 1905).

По­сле 1917 К. при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в осу­ще­ст­в­ле­нии Мо­ну­мен­таль­ной про­па­ган­ды пла­на, был од­ним из ор­га­ни­за­то­ров и пред. Моск. проф. сою­за скульп­то­ров-ху­дож­ни­ков (1917–19); сто­ял у ис­то­ков сов. мо­ну­мен­таль­ной скульп­ту­ры. Соз­дал ме­мо­ри­аль­ную дос­ку «Пав­шим за мир и брат­ст­во на­ро­дов» для Се­нат­ской баш­ни Моск. Крем­ля и ком­по­зи­цию «Сте­пан Ра­зин со сво­ей дру­жи­ной» для Крас­ной пл. (де­ре­во, 1919; обе – ГРМ).

С. Т. Конёнков. «Освобождённый человек» («Самсон»). Гипс тонированный. 1947. Русский музей (С.-Петербург). Фото В. М. Паппе

В кон. 1923 К. был ко­ман­ди­ро­ван в США для уча­стия в вы­став­ке рус. и сов. иск-ва; до 1945 жил в Нью-Йор­ке. В 1928–29 со­вер­шил по­езд­ку в Ита­лию, где встре­чал­ся с М. Горь­ким и ис­пол­нил его порт­рет; сре­ди др. про­из­ве­де­ний К.  порт­ре­ты Л. Н. Тол­сто­го (де­ре­во, 1924), С. В. Рах­ма­ни­но­ва (брон­за, 1925, Стей­ну­эй-холл, Нью-Йорк), Ф. И. Ша­ля­пи­на (гипс, 1925, Ме­мо­ри­аль­ный му­зей-мас­тер­ская К., Мо­ск­ва), А. Эйн­штей­на (брон­за, 1936–38, Прин­стон­ский ун-т), А. Тос­ка­ни­ни (де­ре­во, 1941–42, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Нью-Йорк). К амер. пе­рио­ду твор­че­ст­ва от­но­сят­ся ри­сун­ки К. на биб­лей­ские те­мы. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны К. был чле­ном К-та по­мо­щи Рос­сии.

В 1945 К. вер­нул­ся в Рос­сию. Про­дол­жал ра­бо­тать в об­лас­ти пси­хо­ло­гич. порт­ре­та (В. И. Су­ри­ков, 1946 и 1964; В. В. Мая­ков­ский, 1947 и 1961; ав­то­порт­рет, мра­мор, 1954, ГТГ, и др.); соз­да­вал па­мят­ни­ки (хи­рур­гу А. В. Виш­нев­ско­му, брон­за, 1950; М. Н. Ер­мо­ло­вой, мра­мор, 1955, оба – в Мо­ск­ве), мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ную скульп­ту­ру (скуль­п­тур­ный ан­самбль Муз.-дра­ма­тич. те­ат­ра в Пет­ро­за­вод­ске, 1953–54), сим­во­лич. об­ра­зы, воз­вра­ща­ясь к те­мам ран­не­го твор­че­ст­ва [«Ос­во­бо­ж­дён­ный че­ло­век» («Сам­сон»), 1947, ГРМ].

Творч. уст­рем­ле­ния К. свя­за­ны с пре­одо­ле­ни­ем на­ту­ра­лиз­ма и ака­де­миз­ма 19 в., от­сю­да – об­ра­ще­ние к греч. ар­хаи­ке и нар. иск-ву, ра­бо­те в твёр­дом ма­те­риа­ле (де­ре­во, ка­мень); ги­пер­бо­ли­за­ция, экс­прес­сив­ность фор­мы, по­вы­шен­ная эмо­цио­наль­ность об­раз­но­го строя. Нео­ро­ман­тич. и не­оклас­сич. тен­ден­ци­ям К. при­дал яр­ко вы­ра­жен­ный нац. ха­рак­тер. Пре­по­да­вал во Вху­те­ма­се и сту­дии Про­лет­куль­та в Мо­ск­ве (1918–22), ока­зал влия­ние на В. Н. До­мо­гац­ко­го, Г. И. Мо­то­ви­ло­ва.

Ле­нин­ская пр. (1957). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1956, 1964). В 1974 в Мо­ск­ве от­крыт Ме­мо­ри­аль­ный му­зей-мас­тер­ская С. Т. Ко­нён­ко­ва.

Соч.: Вос­по­ми­на­ния. Ста­тьи. Пись­ма. М., 1984–1985. Кн. 1–2.

Лит.: Ма­шу­ров­ский Д. И. Скульп­тор С. Ко­нен­ков. М., 1961; Крав­чен­ко КС. С. Т. Ко­нен­ков. 2-е изд. М., 1967; Ка­мен­ский А. А. С. Т. Ко­нен­ков. М., 1975; С. Т. Ко­нен­ков. Встре­чи. Вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков о скульп­то­ре. М., 1980; Быч­ков ЮА. Ко­нен­ков. 2-е изд. М., 1985.

Вернуться к началу