Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХИ́ЛЬДЕБРАНД ГИЛЬДЕБРАНД АДОЛЬФ ФОН

Авторы: Н. А. Истомина
А. фон Хильдебранд. Фонтан Виттельсбахов в Мюнхене. 1889–95.

ХИ́ЛЬДЕБРАНД, Гиль­деб­ранд (Hilde­brand) Адольф фон (6.10.1847, Мар­бург – 18.1.1921, Мюн­хен), нем. скульп­тор, жи­во­пи­сец, ри­со­валь­щик и тео­ре­тик иск-ва. Учил­ся в мас­тер­ской скульп­то­ра К. фон Цум­бу­ша в Мюн­хе­не (1866–67). С 1867 жил в Ита­лии и Гер­ма­нии. В Ри­ме по­зна­ко­мил­ся с Х. фон Ма­ре и К. Фид­ле­ром, ока­зав­ши­ми влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние его пред­став­ле­ний об иск-ве (см. Не­ои­деа­лизм, Не­оклас­си­цизм). Опи­ра­ясь на кон­цеп­цию «аб­со­лют­но­го зре­ния» Фид­ле­ра и тео­рию по­зна­ния И. Кан­та, соз­дал прак­тич. тео­рию «Про­бле­ма фор­мы в изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве» («Das Problem der Form in der bildenden Kunst», 1893; рус. пер. 1914), ос­но­вы­ваю­щую­ся на пси­хо­ло­гии зри­тель­но­го вос­при­ятия и по­ни­ма­нии зре­ния как по­зна­ва­тель­но­го про­цес­са («ар­хи­тек­то­ни­че­ская це­ло­ст­ность» об­раза, ба­зи­рую­щая­ся на «пра­виль­ном» вос­при­ятии форм и про­стран­ст­ва), по­вли­яв­шую на сло­же­ние фор­маль­но-сти­ли­сти­че­ско­го ме­то­да. Возродить «боль­шую фор­му» клас­сич. иск-ва пы­тал­ся в сво­их скульп­тур­ных про­из­ве­де­ни­ях: «Юно­ша» (1884, мра­мор, Гос. му­зеи, Бер­лин), фон­тан Вит­тельс­ба­хов (Мюн­хен, 1889–95) и др.

Соч.: Gesammelte Schriften zur Kunst. Köln, 1988.

Лит.: Арс­ла­нов В. Г. Тео­рия и ис­то­рия ис­кус­ст­во­зна­ния, ХХ век. Фор­маль­ная шко­ла. М., 2015.

Вернуться к началу