Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОРМА́ЛЬНО-СТИЛИСТИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД

ФОРМА́ЛЬНО-СТИЛИСТИ́ЧЕСКИЙ МЕ́­ТОД, на­прав­ле­ние в ис­кус­ст­во­зна­нии, объ­е­ди­нив­шее в се­бе разл. ва­ри­ан­ты ме­то­до­ло­гии, ори­ен­ти­ро­ван­ные на опи­са­ние и ана­лиз ху­дож. фор­мы и на вы­ра­бот­ку ка­те­го­ри­аль­ных по­ня­тий сти­ля. Сфор­ми­ро­ва­лось в по­след­ней чет­вер­ти 19 в. Ос­но­вы Ф.-с. м., за­ло­жен­ные К. Фид­ле­ром, ко­то­рый вы­ра­бо­тал тео­рию «аб­со­лют­но­го зре­ния», при­ме­нил к ху­дож. прак­ти­ке и ис­то­рии иск-ва А. фон Хиль­де­бранд. Ис­хо­дя из их идей, Г. Вёльф­лин соз­дал ме­то­до­ло­гию нау­ки об иск-ве, ба­зи­рую­щую­ся на «фор­маль­ном ана­ли­зе» про­из­ве­де­ния, и вы­дви­нул те­зис об им­ма­нент­ном ха­рак­те­ре раз­ви­тия и «двой­ном кор­не» сти­ля. Аль­тер­на­тив­ные Ф.-с. м. ме­то­ди­ки раз­ра­бо­та­ны пред­те­ча­ми фе­но­ме­но­ло­гии и струк­ту­ра­лиз­ма А. Шмар­зо­вым, В. Пин­де­ром, Й. Гант­не­ром, П. Франк­лем, Т. Хет­це­ром, А. Э. Бринк­ма­ном, В. Вор­рин­ге­ром. Для раз­ви­тия Ф.-с. м. важ­ны тра­ди­ции вен­ской шко­лы ис­кус­ст­во­зна­ния (уче­ние о «ху­дож. во­ле» А. Риг­ля, «ис­то­рия ду­ха» М. Двор­жа­ка и др.) и их пре­фи­гу­ра­ция у амер. ис­сле­до­ва­те­ля М. Ша­пи­ро. По­ни­ма­ние фор­мы как эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­но­го, а не как ви­зу­аль­но-ин­тел­лек­ту­аль­но­го на­ча­ла ха­рак­тер­но для франц. (Э. Фор, А. Ж. Фо­сий­он, Р. Юиг) и англ. (Р. Фрай, К. Белл, Г. Э. Рид; «не­офор­ма­лизм» Дж. Куб­ле­ра) фор­ма­лиз­ма. Как ва­ри­ант фор­ма­лиз­ма рас­це­ни­ва­ет­ся струк­тура­лизм (Г. Янт­цен, Х. Зе­дель­майр, О. Пэхт). Из­дан­ные в Рос­сии в 1910-х гг. ра­бо­ты Хиль­де­бранд­та и Вёльф­ли­на ока­за­ли влия­ние на рос. ис­кус­ст­во­зна­ние (А. Г. Габ­ри­чев­ский, В. Н. Ла­за­рев, М. В. Ал­па­тов, Б. Р. Вип­пер).

Лит.: Арс­ла­нов В. Г. Тео­рия и ис­то­рия ис­кус­ст­во­зна­ния. М., 2015. Т. 3–5.

Вернуться к началу