ФОРМА́ЛЬНО-СТИЛИСТИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОРМА́ЛЬНО-СТИЛИСТИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД, направление в искусствознании, объединившее в себе разл. варианты методологии, ориентированные на описание и анализ худож. формы и на выработку категориальных понятий стиля. Сформировалось в последней четверти 19 в. Основы Ф.-с. м., заложенные К. Фидлером, который выработал теорию «абсолютного зрения», применил к худож. практике и истории иск-ва А. фон Хильдебранд. Исходя из их идей, Г. Вёльфлин создал методологию науки об иск-ве, базирующуюся на «формальном анализе» произведения, и выдвинул тезис об имманентном характере развития и «двойном корне» стиля. Альтернативные Ф.-с. м. методики разработаны предтечами феноменологии и структурализма А. Шмарзовым, В. Пиндером, Й. Гантнером, П. Франклем, Т. Хетцером, А. Э. Бринкманом, В. Воррингером. Для развития Ф.-с. м. важны традиции венской школы искусствознания (учение о «худож. воле» А. Ригля, «история духа» М. Дворжака и др.) и их префигурация у амер. исследователя М. Шапиро. Понимание формы как эмоционально-чувственного, а не как визуально-интеллектуального начала характерно для франц. (Э. Фор, А. Ж. Фосийон, Р. Юиг) и англ. (Р. Фрай, К. Белл, Г. Э. Рид; «неоформализм» Дж. Кублера) формализма. Как вариант формализма расценивается структурализм (Г. Янтцен, Х. Зедельмайр, О. Пэхт). Изданные в России в 1910-х гг. работы Хильдебрандта и Вёльфлина оказали влияние на рос. искусствознание (А. Г. Габричевский, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, Б. Р. Виппер).