ДВО́РЖАК МАКС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДВО́РЖАК (Dvořák) Макс (24.6.1874, замок Раудниц, Австро-Венгрия, ныне Роуднице-над-Лабем, Чехия – 8.2.1921, Грушовани-над-Евишовкоу, Моравия, ныне Чехия), австр. историк искусства. Изучал историю в Карловом ун-те в Праге, затем в Венском ун-те (окончил в 1897). Увлёкся историей иск-ва под влиянием А. Ригля и Ф. Викхоффа, ассистентом которого он стал в 1898. С 1902 до конца жизни преподавал в Венском ун-те (с 1909 проф.; чл. Австр. АН). Один из лидеров венской школы искусствознания. В своих работах, посвящённых гл. обр. переломным моментам в истории иск-ва (раннехристианскому иск-ву, поздней готике, маньеризму), Д. рассматривал иск-во как «зеркало отношений человека к окружающему миру». Сформулировал концепцию «истории искусства как истории духа»; под таким названием в 1924 был издан сборник его статей, оказавший большое влияние на искусствознание 20 в. Идея взаимодействия идеалистич. и натуралистич. начал, определяющего развитие иск-ва, была разработана Д. на материале готики и легла также в основу лекционного курса по иск-ву итал. Возрождения (позднее издан отд. книгой). В 1905 возглавил гос. охрану памятников культуры, боролся против включения австр. худож. ценностей в состав репараций после 1-й мировой войны, написал «Катехизис охраны исторических памятников» (1916).