АЛПА́ТОВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛПА́ТОВ Михаил Владимирович [27.11(10.12).1902, Москва – 9.5.1986, там же], рос. историк искусства, д-р искусствоведения (1941), д. чл. АХ СССР (1954), засл. деят. искусств РСФСР (1958). Учился на историко-филологич. ф-те МГУ (1919–21). Работал в ГМИИ (1921–1923) и Ин-те археологии и искусствознания (1923–30). Вёл преподавательскую работу с 1925 (с 1943 проф., зав. кафедрой истории искусств МХИ). Уже в 1920-х гг. выдвинулся как крупный специалист по культуре Древней Руси, обобщив свои наблюдения в книгах «Памятники иконописи» («Denkmäler der Ikonenmalerei», в соавторстве с О. Вульфом, 1925) и «История древнерусского искусства» («Geschichte der altrussischen Kunst», в соавторстве с Н. И. Бруновым, 1932), вышедших в Германии. Развивал теорию античных основ др.-рус. иск-ва, находя в творчестве Андрея Рублёва «отзвуки Фидия». С 1930-х гг. активно занимался также зап.-европ. иск-вом Возрождения и 17–20 вв., стремясь раскрыть имманентный, внутр. смысл произведений по принципам, родственным «структурному методу» Х. Зедльмайра. Самобытным выражением этой методики стали «Этюды по истории западноевропейского искусства» (1939; переизданы в 1963). В послевоенные десятилетия издал «Всеобщую историю искусств» (т. 1–3, 1948–55), всё чаще обращался к проблеме нац. худож. самосознания («Русский вклад в искусство»; издано в США – «Russian impact on art», 1950; «Этюды по истории русского искусства», т. 1–2, 1967; Гос. пр. СССР, 1974), изучал также культуру модерна и авангарда, деятельно способствуя её «реабилитации» (работы об А. Т. Матвееве, Н. Н. Сапунове, М. А. Врубеле, П. Пикассо, А. Матиссе и др.).