Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛПА́ТОВ

Авторы: М. Н. Соколов

АЛПА́ТОВ Ми­ха­ил Вла­ди­ми­ро­вич [27.11(10.12).1902, Мо­ск­ва – 9.5.1986, там же], рос. ис­то­рик ис­кус­ст­ва, д-р ис­кус­ст­во­ве­де­ния (1941), д. чл. АХ СССР (1954), засл. де­ят. ис­кус­ств РСФСР (1958). Учил­ся на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-те МГУ (1919–21). Ра­бо­тал в ГМИИ (1921–1923) и Ин-те ар­хео­ло­гии и ис­кус­ст­во­зна­ния (1923–30). Вёл пре­по­да­ва­тель­скую ра­бо­ту с 1925 (с 1943 проф., зав. ка­фед­рой ис­то­рии ис­кус­ств МХИ). Уже в 1920-х гг. вы­дви­нул­ся как круп­ный спе­циа­лист по куль­ту­ре Древ­ней Ру­си, обоб­щив свои на­блю­де­ния в кни­гах «Па­мят­ни­ки ико­но­пи­си» («Denkmäler der Ik­onen­male­rei», в со­ав­тор­ст­ве с О. Вуль­фом, 1925) и «Ис­то­рия древ­не­рус­ско­го ис­кус­ст­ва» («Geschichte der al­trus­sischen Kunst», в со­ав­тор­ст­ве с Н. И. Бру­но­вым, 1932), вы­шед­ших в Гер­ма­нии. Раз­ви­вал тео­рию ан­тич­ных ос­нов др.-рус. иск-ва, на­хо­дя в твор­че­ст­ве Ан­д­рея Рублё­ва «от­зву­ки Фи­дия». С 1930-х гг. ак­тив­но зани­мал­ся так­же зап.-ев­роп. иск-вом Воз­ро­ж­де­ния и 17–20 вв., стре­мясь рас­крыть им­ма­нент­ный, внутр. смысл про­из­ве­де­ний по прин­ци­пам, род­ст­вен­ным «струк­тур­но­му ме­то­ду» Х. Зедль­май­ра. Са­мо­быт­ным вы­ра­же­ни­ем этой ме­то­дики ста­ли «Этю­ды по ис­то­рии за­падно­ев­ро­пей­ско­го ис­кус­ст­ва» (1939; пе­ре­изда­ны в 1963). В по­сле­во­ен­ные де­ся­тиле­тия из­дал «Все­об­щую ис­то­рию ис­кусств» (т. 1–3, 1948–55), всё ча­ще об­ра­щал­ся к про­бле­ме нац. ху­дож. са­мо­соз­на­ния («Рус­ский вклад в ис­кус­ст­во»; из­да­но в США – «Rus­sian im­pact on art», 1950; «Этю­ды по ис­то­рии рус­ско­го ис­кус­ст­ва», т. 1–2, 1967; Гос. пр. СССР, 1974), изу­чал так­же куль­ту­ру мо­дер­на и аван­гар­да, дея­тель­но спо­соб­ст­вуя её «реа­би­ли­та­ции» (ра­бо­ты об А. Т. Мат­вее­ве, Н. Н. Са­пу­но­ве, М. А. Вру­бе­ле, П. Пи­кас­со, А. Ма­тис­се и др.).

Соч.: Италь­ян­ское ис­кус­ст­во эпо­хи Дан­те и Джот­то. М.; Л., 1939; А. А. Ива­нов. Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1956. Т. 1–2; Ху­до­же­ст­вен­ные про­бле­мы италь­ян­ско­го Воз­ро­ж­де­ния. М., 1976; Фре­ски церк­ви Ус­пе­ния на Во­ло­то­вом по­ле. М., 1977; Этю­ды по все­об­щей исто­рии ис­кусств. М., 1979 (име­ет­ся спи­сок тру­дов); Фео­фан Грек. М., 1979; Древ­не­рус­ская ико­но­пись. 3-е изд. М., 1984; Ху­до­же­ст­вен­ные про­бле­мы ис­кус­ст­ва Древ­ней Гре­ции. М., 1987; Вос­по­ми­на­ния. М., 1994.

Вернуться к началу