ВЁЛЬФЛИН ГЕНРИХ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЁЛЬФЛИН (Wölfflin) Генрих (24.6.1864, Винтертур – 19.7.1945, Цюрих), швейц. историк и теоретик искусства. В 1882–1886 учился в ун-тах Базеля (у Я. Буркхардта), Берлина (у В. Дильтея), Мюнхена (у Г. Брунна). Проф. ун-тов в Базеле (с 1893), Берлине (с 1901), Мюнхене (с 1912), Цюрихе (1924–34). Основоположник формальной школы в искусствознании, ставшем благодаря В. самостоят. науч. дисциплиной. Испытал влияние неокантианства, психологич. эстетики вчувствования и неоидеализма (теория видения К. Фидлера, теория формы А. фон Хильдебранда). В монографии «Ренессанс и барокко» (1888, рус. пер. 1913) В. описал «способы видения», определяющие смену стилей в иск-ве; в кн. «Классическое искусство» (1898, рус. пер. 1912) представил стиль Высокого Возрождения как результат развития «внутренней формы» и неразрывно связанной с ней худож. оптики. Методологич. и теоретич. открытия В. были систематизированы в монографии «Основные понятия истории искусства» (1915, рус. пер. 1930), где изложена дихотомич. система из 5 категориальных пар, восходящих к «аполлоническому и дионисийскому» Ф. Ницше: линейность и живописность, плоскость и глубина, замкнутая и открытая форма, тектоническое и атектоническое, безусловная и условная ясность. В последнем труде «Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса» (1931, рус. пер. 1934) эта система применена для выявления нац. своеобразия иск-ва. Среди последователей В. – теоретики иск-ва А. Э. Бринкман, З. Гидион, А. Фосийон, П. Франкль, литературовед О. Вальцель, философ-эстетик М. Дессуар. В России идеи В. преломились в деятельности В. А. Фаворского, В. П. Зубова и А. Г. Габричевского, писателей и филологов Об-ва изучения поэтич. языка.