ФАВО́РСКИЙ ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФАВО́РСКИЙ Владимир Андреевич [2(14).3.1886, Москва – 29.12.1964, там же], рос. график и живописец, теоретик искусства, педагог. Нар. худ. СССР (1963), д. чл. АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина в Москве, вечерних классах по скульптуре в СХПУ (1903–05), в школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906–07), одновременно изучая историю иск-ва в Мюнхенском ун-те у К. Фолля, затем в МГУ (1907–13). Чл. объединения «Четыре искусства» (1924–28). С кон. 1900-х гг. работал преим. в технике ксилографии как иллюстратор. Разработал теорию оформления книги, заключавшуюся в её восприятии как целостного «организма», совмещавшего эстетич. и функциональные задачи: книги как «предмета быта» и как «инструмента для чтения»; настаивал на подчинении оформления книги глубинным особенностям её лит. стиля. В гравюрах 1910 – сер. 1930-х гг. Ф. использовал чёрный штрих и контрастные экспрессивные ритмы чёрного и белого, своей энергией и пластич. напряжением опиравшиеся на нем. иск-во 15–16 вв. Ф. синтезировал эти заимствования со стилистикой модерна и авангарда (гл. обр. кубизма), соотнося объёмы со сложной структурой изобразит. пространства: «Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса (1918, изд. в 1963); «Фамарь» А. Глобы (1923), «Книга Руфь» (1925), «Домик в Коломне» А. С. Пушкина (1929), «Новая жизнь» Данте (1934). С сер. 1930-х гг. Ф. пользовался белым штрихом, под влиянием духа времени уходя от формальных поисков в сторону большего натуроподобия. Органически сплетённые эпичность, лиричность и филос. глубина образов в иллюстрациях Ф. обогатились большей повествовательностью: «Сонеты» У. Шекспира (1948), «Слово о полку Игореве» (1954), «Борис Годунов» (1955, изд. в 1956), «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (1961). Автор ряда станковых ксилографий – историко-романтич. портретов («Ф. Достоевский», 1929; «Пушкин-лицеист», 1935; серия «Великие русские полководцы», 1945–47), экслибрисов. С 1942 работал в технике линогравюры (серия «Самарканд», 1942–44). Как монументалист понимал функционально-эстетич. задачу живописи как ритмич. организацию архит. пространства, разворачивающегося во времени (фрески в Музее охраны младенчества и материнства в Москве, 1932–33, не сохр.). Работал как сценограф («Двенадцатая ночь» Шекспира во МХАТе 2-м, 1934). На взгляды Ф. как теоретика иск-ва (соч. «Лекции по теории композиции», 1921–22, и др.) оказали влияние теории А. фон Хильдебрандта (Ф. перевёл его книгу «Проблемы формы в изобразительном искусстве и собрание статей», 1914, совм. с Н. Б. Розенфельдом) и П. А. Флоренского. Проф. Вхутемаса – Вхутеина (1920–30, ректор 1923–26), Полиграфич. ин-та (1930–1934), Ин-та изобразит. искусств (1934–1938), Ин-та прикладного и декоративного иск-ва (1942–48) в Москве. Среди учеников – А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Г. Тышлер. Оказал влияние на мастеров сурового стиля. Ленинская пр. (1962).