Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУРО́ВЫЙ СТИЛЬ

Авторы: С. М. Грачёва
Суровый стиль. А.А. и П.А. Смолины. «Полярники». 1961. Русский музей (С.-Петербург).

СУРО́ВЫЙ СТИЛЬ, на­прав­ле­ние в сов. жи­во­пи­си в кон. 1950-х – 1960-е гг. На­зва­ние пред­ло­же­но А. А. Ка­мен­ским и за­кре­пи­лось в ху­дож. кри­ти­ке и ис­то­рии иск-ва. Для твор­че­ст­ва мас­те­ров С. с. ха­рак­тер­ны ро­ман­тич. ге­рои­за­ция тру­до­вых бу­дней, пуб­ли­ци­стич­ность, от­каз от нар­ра­тив­ности, мо­ну­мен­та­ли­за­ция, стрем­ле­ние вы­ра­зить «энер­гию вре­ме­ни гран­ди­оз­ных стро­ек, ос­вое­ния кос­мо­са и даль­них зе­мель» (В. М. По­ле­вой). Об­раз­ная эмо­цио­наль­ная на­пря­жён­ность в ра­бо­тах мас­те­ров С. с. уси­ли­ва­ет­ся за счёт ти­пи­зи­ро­ван­но­сти пер­со­на­жей, сдер­жан­ной вы­ра­зи­тель­но­сти ску­пых поз и жес­тов, мощ­ной сти­хий­ной жи­во­пис­но­сти при об­щем ла­ко­низ­ме ко­ло­ри­та. Осн. пред­ста­ви­те­ли С. с.: Н. И. Ан­д­ро­нов, А. В. Вас­не­цов, Д. Д. Жи­лин­ский, В. И. Ива­нов, Г. М. Кор­жев, Е. Е. Мои­се­ен­ко, П. Ф. Ни­ко­нов, И. П. Об­ро­сов, П. П. Ос­сов­ский, В. Е. Поп­ков, М. А. Са­виц­кий, Т. Т. Са­ла­хов, А. А. и П. А. Смо­ли­ны и др.

Лит.: Ка­мен­ский А. А. Ре­аль­ность ме­та­фо­ры // Твор­че­ст­во. 1968. № 8; он же. Ро­ман­ти­че­ский мон­таж. М., 1989; Ко­чет­ков И. Еще раз о «су­ро­вом сти­ле» // Твор­че­ст­во. 1970. № 3; Ле­ня­шин В. А. ...Ху­дож­ни­ков друг и со­вет­ник. Л., 1985; По­ле­вой В. М. Два­дца­тый век. М., 1989.

Вернуться к началу