ПОПКО́В ВИКТОР ЕФИМОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОПКО́В Виктор Ефимович (9.3.1932, Москва – 12.11.1974, там же), рос. живописец. Учился в Московском худож.-графич. педагогич. уч-ще (1948–52), МХИ (1952–58) у Е. А. Кибрика. Совершал поездки на строительство Иркутской (1956) и Братской (1960) ГЭС, ж. д. Абакан – Тайшет (1959), по целинным землям Казахстана (1961). Впечатления от них отразились во многих произведениях, в т. ч. в картине «Строители Братской ГЭС» (1961, ГТГ) – одном из центр. произведений сурового стиля, в котором без всякой патетики и официозности изображены мужественные образы простых людей. Иск-во П. близко лит. творчеству Ф. А. Абрамова, Ю. В. Трифонова, В. И. Белова, В. М. Шукшина, оно посвящено проблемам человеческого бытия, нравственным и психологич. поискам современников, которые П. ассоциировал со своей жизнью, наполняя произведения скрытым смыслом, придавая простым бытовым сюжетам символич. звучание. П. сочетал лаконизм и внутр. экспрессию в духе неореализма с элементами нар. примитива, иконописи, точный выверенный, немного «ломанный» рисунок – с декоративностью тоновой живописи.
П. часто выезжал летом на север, в дер. Велегож. Скупая красота природы, особый колорит и вместе с тем послевоенная обездоленность сев. деревень, сопереживание художника судьбам одиноких матерей и вдов сов. воинов, восхищение силой духа простых людей придают особый филос. смысл циклу его картин «Мезенские вдовы» (1960-е гг.). Жанр автопортрета занимает особое место в творчестве П. – он делает акцент на личной сопричастности миру и людям («Воскресенье», 1967, «Мой день», 1968, обе – ГТГ; «Работа окончена», 1972, ГРМ). Синтезом худож. и нравственных поисков мастера стала картина «Шинель отца» (1972, ГТГ), объединившая тему автопортрета и «Мезенских вдов». «Хороший человек была бабка Анисья» (1971–73, ГТГ) – последняя из завершённых картин П., в которой есть своеобразная перекличка с «Похоронами в Орнане» Г. Курбе, это произведение словно ознаменовало трагич. финал жизни художника. Неоконченная картина «Осенние дожди (Пушкин)» (1974, ГТГ) – прощальное произведение П., где на фоне тоскливого дождливого пейзажа предстаёт фигура одинокого поэта, ассоциирующаяся с автопортретами художника. Трагически погиб. В Мытищинском историко-худож. музее создана мемориальная комната художника. Гос. пр. РФ (1975, посмертно).