Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШУКШИ́Н ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 148

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин (кино)

ШУКШИ́Н Ва­си­лий Ма­ка­ро­вич (25.7.1929, с. Сро­ст­ки, ны­не Бий­ско­го р-на Ал­тай­ско­го края – 2.10.1974, ста­ни­ца Клет­ская Вол­го­град­ской обл.), рус. пи­са­тель, ки­но­ре­жис­сёр, ак­тёр, засл. дея­тель ис­кусств РСФСР (1969). Ро­дил­ся в кре­сть­ян­ской се­мье. В 1961 окон­чил ре­жиссёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская М. И. Ром­ма). С 16 лет ра­бо­тал в кол­хо­зе, за­тем на про­из­водст­ве. В 1949–52 слу­жил во фло­те, в 1953–54 ди­рек­тор ве­чер­ней шко­лы в род­ном се­ле. В 1958 де­бю­ти­ро­вал как пи­са­тель рас­ска­зом «Двое на те­ле­ге». Пер­вая кни­га – сб. рас­ска­зов «Сель­ские жи­те­ли» (1963). Рас­ска­зы Ш., от­ра­зив­шие влия­ние про­зы А. П. Че­хо­ва, на­пи­са­ны ла­ко­нич­ным, об­раз­ным и жи­вым, близ­ким к на­род­ной ре­чи, язы­ком; в них боль­шое зна­че­ние име­ет диа­лог, не­ред­ко об­ра­ще­ние к ска­зу; фи­на­лы, как пра­ви­ло, ос­та­ют­ся от­кры­ты­ми. Его ге­рои – из са­мой гу­щи на­род­ной жиз­ни, пре­им. сель­ские жи­те­ли, чу­да­ко­ва­тые и на­ив­ные, со­ве­ст­ли­вые и со­стра­да­тель­ные, на­де­лён­ные пыт­ли­вым умом, ино­гда одер­жи­мые к.-л. стран­ной иде­ей и склон­ные к не­ор­ди­нар­ным по­ступ­кам: сб-ки «Там, вда­ли» (1968), «Зем­ля­ки» (1970), «Ха­рак­те­ры» (1973), «Бе­се­ды при яс­ной лу­не» (1974). В позд­нем твор­че­ст­ве об­ра­тил­ся к жан­ру филос. прит­чи: по­весть-сказ­ка «Точ­ка зре­ния» (1974), «До треть­их пе­ту­хов: Сказ­ка про Ива­на-ду­ра­ка, как он хо­дил за три­де­вять зе­мель на­би­рать­ся ума-ра­зу­ма» (опубл. в 1975, посм.). Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: ис­то­ри­ко-ре­во­люц. ро­ман «Лю­ба­ви­ны» (1965) о ста­нов­ле­нии со­вет­ской вла­сти в Си­би­ри, ки­но­ро­ман «Я при­шёл дать вам во­лю» (1971) о С. Т. Ра­зи­не, пье­са «Энер­гич­ные лю­ди» (пост. в 1974, реж. Г. А. Тов­сто­но­гов); пуб­ли­ци­сти­ка (сб-ки «Нрав­ст­вен­ность есть Прав­да», 1979, «Во­про­сы са­мо­му се­бе», 1981).

Как ак­тёр де­бю­ти­ро­вал в кон. 1950-х гг. («Убий­цы», «Два Фё­до­ра»), об­на­ру­жив ред­кое чув­ст­во ор­га­ни­ки и дос­то­вер­но­сти. На­чи­ная с ра­бот в кар­ти­нах «Алён­ка» и «Миш­ка, Се­рё­га и я» на­шёл свою те­му – уяз­влён­но­сти про­сто­го че­ло­ве­ка, ко­то­рая по­лу­чи­ла раз­ви­тие в филь­мах «Ка­кое оно, мо­ре?», «Жур­на­лист», «Три дня Вик­то­ра Чер­ны­шё­ва», «Про­шу сло­ва» и др. Сре­ди др. филь­мов: «У озе­ра» (1971; Гос. пр. СССР), «Дау­рия» (1971). Ре­жис­сёр­ский де­бют – «Жи­вёт та­кой па­рень» (1964). Сре­ди луч­ших по­ста­но­вок: «Ваш сын и брат» (1966; Гос. пр. РСФСР, 1967), «Стран­ные лю­ди» (1970), «Печ­ки-ла­воч­ки» (1972, Ш. в гл. ро­ли). Ав­тор­ский по­черк, са­мо­быт­ность на­ту­ры Ш. в пол­ной ме­ре про­яви­лись в об­рет­шем куль­то­вый ста­тус и все­на­род­ное при­зна­ние ф. «Ка­ли­на крас­ная» (1974, реж., ис­пол­ни­тель гл. ро­ли): ис­то­рия быв­ше­го во­ра обер­ну­лась му­чи­тель­ным по­ис­ком са­мо­иден­ти­фи­ка­ции. Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их филь­мов, а так­же филь­мов «Ко­нец Лю­ба­ви­ных» и «При­шёл сол­дат с фрон­та» (оба 1972), «По­зо­ви ме­ня в даль свет­лую» (1978), «А по­ут­ру они про­сну­лись» (2003) и др. Ле­нин­ская пр. (1976, посм.).

Соч.: Собр. соч.: В 8 т. Бар­на­ул, 2009.

Лит.: Ан­нин­ский Л. В. Шук­шин. M., 1976; Кап­ра­лов Г. А. «Ка­ли­на крас­ная» и дру­гие филь­мы. М., 1977; О Шук­ши­не: Эк­ран и жизнь. М., 1979; Тю­рин Ю. П. Ки­не­ма­то­граф В. Шук­ши­на. М., 1984; Ко­ро­бов В. И. В. Шук­шин. М., 1984; Апух­ти­на В. А. Про­за В. Шук­ши­на. 2-е изд. М., 1986; Кар­по­ва В. М. Та­лант­ли­вая жизнь: В. Шук­шин – про­за­ик. М., 1986; Ста­тьи и вос­по­ми­на­ния о В. Шук­ши­не. Но­во­сиб., 1989; Горн В. Ф. В. Шук­шин: Штри­хи к порт­ре­ту. М., 1993; В. М. Шук­шин: Биб­лио­гра­фи­че­ский указ. 3-е изд. Бар­на­ул, 1994.

Вернуться к началу