СКАЗ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКАЗ, 1) жанр фольклорной несказочной прозы, повествующий о современности или недавнем прошлом; близок к бытовой речевой практике. Рассказ в С. может вестись от лица участника описываемых событий (мемуарный С.) или, отделившись от участника-повествователя, бытовать в качестве варьируемой, но более устойчивой формы. В совр. фольклористике термин «С.» вытесняется термином «устный народный рассказ». 2) Тип повествования, ориентированный на «чужое слово» (термин М. М. Бахтина) – внелитературную, сохраняющую устные интонации и стилистически окрашенную (просторечия, диалектизмы, профессионализмы) монологич. речь рассказчика, который либо условно заменяет автора (в этом случае отклонение от норм лит. письм. речи может быть минимальным), либо является одним из участников описываемого события. Обращение к С. возникает в процессе поиска новых лит. форм и приёмов, позволяющих писателю дополнить ряд героев-рассказчиков персонажами, появление которых отражает новые социальные реалии, ввести сюжеты, связанные с низовыми формами народной жизни, использовать жанры бытового фольклора. При этом социально маркированы не только лексич. наполнение и синтаксич. оформление речи рассказчика, но и интонация, жесты и мимика и др.
Элементы С. присутствуют в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина, в прозе В. И. Даля и Ф. М. Достоевского и др. Особую роль в развитии С. сыграл Н. С. Лесков, оказавший влияние на прозу А. Белого, Е. И. Замятина, С. А. Клычкова, М. М. Пришвина, А. М. Ремизова и др. С. занимает важнейшее место в сатирич. произведениях М. А. Булгакова, М. М. Зощенко, в повестях и рассказах И. Э. Бабеля, Б. А. Пильняка и др. Ориентация на С. характерна для творчества В. М. Шукшина, представителей деревенской прозы (В. И. Белов, Б. А. Можаев и др.), «неофициальной» литературы 1950–80-х гг. (В. В. Ерофеев, А. Д. Синявский и др.), писателей-постмодернистов (Е. А. Попов, В. Г. Сорокин, Т. Ю. Кибиров и др.). Черты С. могут проявляться не только в прозе, но и в поэтич. произведениях (творчество Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. Т. Твардовского, В. С. Высоцкого, А. А. Галича и др.). Теория С. получила разработку в трудах представителей рус. формальной школы, в исследованиях В. В. Виноградова, М. М. Бахтина.