Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКАЗ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 318

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский

СКАЗ, 1) жанр фольк­лор­ной не­ска­зоч­ной про­зы, по­ве­ст­вую­щий о со­вре­мен­но­сти или не­дав­нем про­шлом; бли­зок к бы­то­вой ре­че­вой прак­ти­ке. Рас­сказ в С. мо­жет вес­тись от ли­ца уча­ст­ни­ка опи­сы­вае­мых со­бы­тий (ме­му­ар­ный С.) или, от­де­лив­шись от уча­ст­ни­ка-по­ве­ст­во­ва­те­ля, бы­то­вать в ка­че­ст­ве варь­и­руе­мой, но бо­лее ус­той­чи­вой фор­мы. В совр. фольк­ло­ри­сти­ке тер­мин «С.» вы­тес­ня­ет­ся тер­ми­ном «уст­ный на­род­ный рас­сказ». 2) Тип по­ве­ст­во­ва­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ный на «чу­жое сло­во» (тер­мин М. М. Бах­ти­на) – вне­ли­те­ра­тур­ную, со­хра­няю­щую уст­ные ин­то­на­ции и сти­ли­сти­че­ски ок­ра­шен­ную (про­сто­ре­чия, диа­лек­тиз­мы, про­фес­сио­на­лиз­мы) мо­но­ло­гич. речь рас­сказ­чи­ка, ко­то­рый ли­бо ус­лов­но за­ме­ня­ет ав­то­ра (в этом слу­чае от­кло­не­ние от норм лит. письм. ре­чи мо­жет быть ми­ни­маль­ным), ли­бо яв­ля­ет­ся од­ним из уча­ст­ни­ков опи­сы­вае­мо­го со­бы­тия. Об­ра­ще­ние к С. воз­ни­ка­ет в про­цес­се по­ис­ка но­вых лит. форм и приё­мов, по­зво­ляю­щих пи­са­те­лю до­пол­нить ряд ге­ро­ев-рас­сказ­чи­ков пер­со­на­жа­ми, по­яв­ле­ние ко­то­рых от­ра­жа­ет но­вые со­ци­аль­ные реа­лии, вве­сти сю­же­ты, свя­зан­ные с ни­зо­вы­ми фор­ма­ми на­род­ной жиз­ни, ис­поль­зо­вать жан­ры бы­то­во­го фольк­ло­ра. При этом со­ци­аль­но мар­ки­ро­ва­ны не толь­ко лек­сич. на­пол­не­ние и син­так­сич. оформ­ле­ние ре­чи рас­сказ­чи­ка, но и ин­то­на­ция, жес­ты и ми­ми­ка и др.

Эле­мен­ты С. при­сут­ст­ву­ют в «По­вес­тях Бел­ки­на» А. С. Пуш­ки­на, в про­зе В. И. Да­ля и Ф. М. Дос­то­ев­ско­го и др. Осо­бую роль в раз­ви­тии С. сыг­рал Н. С. Лес­ков, оказавший влияние на прозу А. Бе­лого, Е. И. За­мя­тина, С. А. Клыч­кова, М. М. При­швина, А. М. Ре­ми­зова и др. С. за­ни­ма­ет важ­ней­шее ме­сто в са­ти­рич. про­из­ве­де­ни­ях М. А. Бул­га­ко­ва, М. М. Зо­щен­ко, в по­вес­тях и рас­ска­зах И. Э. Ба­бе­ля, Б. А. Пиль­ня­ка и др. Ори­ен­та­ция на С. ха­рак­тер­на для твор­че­ст­ва В. М. Шук­ши­на, пред­ста­ви­те­лей де­ре­вен­ской про­зы (В. И. Бе­лов, Б. А. Мо­жа­ев и др.), «не­офи­циаль­ной» ли­те­ра­ту­ры 1950–80-х гг. (В. В. Еро­фе­ев, А. Д. Си­няв­ский и др.), пи­са­те­лей-по­стмо­дер­ни­стов (Е. А. По­пов, В. Г. Со­ро­кин, Т. Ю. Ки­би­ров и др.). Чер­ты С. мо­гут про­яв­лять­ся не толь­ко в про­зе, но и в по­этич. про­из­веде­ни­ях (твор­че­ст­во Н. А. Не­кра­со­ва, В. В. Мая­ков­ско­го, С. А. Есе­ни­на, А. Т. Твар­дов­ско­го, В. С. Вы­соц­ко­го, А. А. Га­ли­ча и др.). Тео­рия С. по­лу­чи­ла раз­ра­бот­ку в тру­дах пред­ста­ви­те­лей рус. фор­маль­ной шко­лы, в ис­сле­до­ва­ни­ях В. В. Ви­но­гра­до­ва, М. М. Бах­ти­на.

Лит.: Яр­нев­ский И. З. Уст­ный рас­сказ как жанр фольк­ло­ра. Улан-Удэ, 1969; Гон­ча­ро­ва А. В. Уст­ные рас­ска­зы Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. Ка­ли­нин, 1974; Ты­ня­нов Ю. Н. По­эти­ка. Ис­то­рия ли­те­ра­ту­ры. Ки­но. М., 1977; Му­щен­ко Е. Г., Ско­бе­лев В. П., Крой­чик Л. Е. По­эти­ка ска­за. Во­ро­неж, 1978; Вино­гра­дов В. В. Про­бле­ма ска­за в сти­ли­сти­ке // Ви­но­гра­дов В. В. О язы­ке ху­до­же­ст­вен­ной про­зы. М., 1980; Эй­хен­ба­ум Б. О ли­те­ра­ту­ре. М., 1987.

Вернуться к началу