БЕ́ЛЫЙ АНДРЕЙ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕ́ЛЫЙ Андрей (псевд.; наст. имя и фам. – Борис Николаевич Бугаев) [14(26).10.1880, Москва – 8.1.1934, там же], рус. поэт, прозаик, теоретик символизма, критик, мемуарист. Сын математика Н. В. Бугаева. В 15 лет познакомился с семьёй брата Вл. С. Соловьёва – М. С. Соловьёвым, его женой, художницей О. М. Соловьёвой, и сыном, будущим поэтом С. М. Соловьёвым. Их дом стал второй семьёй для Б., здесь сочувственно встретили его первые лит. опыты, придумали псевдоним, познакомили с новейшим искусством и философией (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. С. Соловьёв). Окончил в 1903 естественное отд. физико-математич. ф-та Моск. ун-та. В 1904 поступил на историко-филологич. ф-т, однако в 1906 подал прошение об отчислении. В 1901 сдал в печать «Симфонию (2-ю, драматическую)». Жанр литературной «симфонии», созданный Б. [при жизни опубликованы «Северная симфония (1-я, героическая)» (1904), «Возврат» (1905), «Кубок метелей» (1908)], продемонстрировал ряд существенных черт его поэтики: тяготение к синтезу слова и музыки (система лейтмотивов, ритмизация прозы, перенесение структурных законов муз. формы в словесные композиции), соединение планов вечности и современности. В 1901–03 входил в среду моск. символистов, группирующихся вокруг издательств «Скорпион» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ю. К. Балтрушайтис) и «Гриф»; затем познакомился с организаторами петерб. Религиозно-филос. собраний и издателями ж. «Новый путь» Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус. С янв. 1903 начал переписку с А. А. Блоком (личное знакомство – с 1904), с которым его связали годы «дружбы-вражды». Осенью 1903 стал одним из организаторов и идейных вдохновителей кружка «аргонавтов» (Эллис, С. М. Соловьёв, А. С. Петровский, Э. К. Метнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религ. творчества («теургии»), равенства «текстов жизни» и «текстов искусства», любви-мистерии как пути к эсхатологич. преображению мира. «Аргонавтические» мотивы развивались в статьях Б. этого периода, напечатанных в журналах «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», а также в сб. стихов «Золото в лазури» (1904).
Крушение «аргонавтического» мифа в сознании Б. (1904–06) произошло под влиянием ряда факторов: смещения филос. ориентиров от эсхатологии Ф. Ницше и Вл. С. Соловьёва к неокантианству и проблемам гносеологич. обоснования символизма, трагич. перипетий неразделённой любви к Л. Д. Блок (отразившихся в сб. «Урна», 1909), раскола и ожесточённой журнальной полемики в символистском лагере. События Революции 1905–07 были восприняты Б. поначалу в русле анархич. максимализма, однако именно в этот период в его поэзии появляются социальные мотивы и «некрасовские» ритмы и интонации (сб. стихов «Пепел», 1909). 1909–1910 – начало перелома в мироощущении Б., поиск новых позитивных жизненных путей. Подводя итоги прежней творч. деятельности, издал три тома критич. и теоретич. статей («Символизм», «Луг зелёный», оба 1910; «Арабески», 1911). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1909). Началом возрождения стало сближение и гражд. брак с художницей А. А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910–12, Сицилия – Тунис – Египет – Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок». Вместе с ней Б. переживает период восторженного ученичества у создателя антропософии Р. Штайнера. Высшее творч. достижение этого периода – роман «Петербург» (1913–14), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с осмыслением пути России между Западом и Востоком, и оказавший огромное влияние на крупнейших романистов 20 в. (М. Пруст, Дж. Джойс и др.). В 1914–16 жил в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В авг. 1916 вернулся в Россию. В 1915–16 создал роман «Котик Летаев» – первый в задуманной серии автобиографич. романов (продолжение – роман «Крещёный китаец», 1921). Начало 1-й мировой войны воспринял как общечеловеческое бедствие, рус. революцию 1917 – как возможный выход из глобальной катастрофы. Культурфилософские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистич. цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918), очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сб. стихов «Звезда» (1922). В 1921–23 в Берлине пережил мучительное расставание с Р. Штайнером, разрыв с А. А. Тургеневой и оказался на грани душевного срыва, хотя и продолжал активную лит. деятельность. По возвращении на родину предпринимал ряд безнадёжных попыток найти своё место в сов. культуре, создал романную дилогию «Москва» («Московский чудак», 1926; «Москва под ударом», 1926), роман «Маски» (1932), выступал как мемуарист («Воспоминания о Блоке», 1922–23; трилогия «На рубеже двух столетий», 1930, «Начало века», 1933, «Между двух революций», 1934), написал теоретико-лит. исследования «Ритм как диалектика и "Медный всадник"» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934).