БЛОК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЛОК Александр Александрович [16(28).11.1880, С.-Петербург – 7.8.1921, Петроград], рус. поэт, драматург, критик, переводчик. Отец, А. Л. Блок, – юрист, проф. права Варшавского ун-та; мать, А. А. Кублицкая-Пиоттух (урождённая Бекетова), – дочь ректора С.-Петерб. ун-та А. Н. Бекетова, переводчица. Родители разошлись сразу после рождения ребёнка. Детство Б. прошло в доме деда. Среди самых ярких детских и юношеских впечатлений – летние месяцы, проведённые Б. в подмосковном имении Бекетовых – Шахматово. В 1897 во время поездки на курорт Бад-Наухайм (Германия) пережил первое юношеское увлечение – К. М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл «Ante Lucem» («Перед рассветом»), в сб. «За гранью прошлых дней» (опубл. в 1920), а также в цикл «Через двенадцать лет» (1909–14). В 1906 окончил ист.-филологич. ф-т С.-Петерб. ун-та. В 1903 женился на дочери Д. И. Менделеева – Любови Дмитриевне. Писать стихи начал с 5 лет, однако осознанное следование поэтич. призванию начинается с 1900–01.
Наиболее важные лит.-филос. традиции, повлиявшие на становление творч. индивидуальности Б., – лирика и философия Вл. С. Соловьёва, философия Платона, поэзия А. А. Фета. В 1902 Б. знакомится с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, оказавшими на него огромное воздействие; в этот же период начинается его сближение с кругом символистов. Творч. дебют Б. – стихотв. цикл «Из посвящений» (ж. «Новый путь», 1903, № 3). В 1904 в изд-ве «Гриф» вышла 1-я книга Б. – «Стихи о Прекрасной Даме» (на титульном листе – 1905), где традиц. романтич. тема любви-служения получила новое содержательное наполнение, привнесённое в неё идеями Вл. Соловьёва о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Большое впечатление на Б. произвели события Революции 1905–07. В лирике этого времени ведущей становится тема роковой стихии; резко меняется образ центр. героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, «цыганка-раскольница» Фаина. Б. активно включается в лит. жизнь, публикуется в периодике (с 1907 ведёт критич. отдел в ж. «Золотое Руно»), неожиданно для собратьев по символизму обнаруживая интерес и близость к традициям демократич. лит-ры. С 1905 регулярно бывает на лит. собраниях у Вяч. И. Иванова, с 1906 – на «субботах» в театре В. Ф. Комиссаржевской, где В. Э. Мейерхольд ставит его первую пьесу «Балаганчик» (1906). Актриса этого театра Н. Н. Волохова становится предметом его бурного увлечения, ей посвящены кн. стихов «Снежная Маска» (1907), цикл стихов «Фаина», её черты определяют облик «стихийных» героинь в драмах этого периода («Незнакомка», «Король на площади», обе 1906; «Песня Судьбы», 1909). Выходят сб-ки стихов («Нечаянная радость», 1907; «Земля в снегу», 1908), пьес («Лирические драмы», 1908). Б. выступает с докладами в С.-Петерб. религиозно-филос. об-ве («Россия и интеллигенция», 1908; «Стихия и культура», 1909). Ключевые темы творчества Б. этого периода, развиваемые не только в докладах и статьях, но и в стихах, – народ и интеллигенция, кризис индивидуализма, место художника в совр. мире. Полемика вокруг статей Б. (в целом общая отрицательная их оценка в критике), всё большее осознание самим Б., что прямое обращение к широкой демократич. аудитории не состоялось, приводит его в 1909 к разочарованию в публицистич. деятельности.
Пересмотр ценностей происходит во время путешествия в Италию весной и летом 1909: на фоне политич. реакции в России и самодовольного европ. мещанства единственной спасительной ценностью для Б. становится высокое классич. иск-во, увлечённость которым отразилась не только в цикле «Итальянские стихи» (1909) и в неоконченной книге прозаич. очерков «Молнии искусства» (1909–20), но и в докладе «О современном состоянии русского символизма» (1910). Получение наследства после смерти отца в кон. 1909 освободило Б. от забот о лит. заработке и сделало возможным сосредоточение на немногих крупных худож. замыслах. Отстранившись от публицистич. деятельности и от участия в жизни лит.-театральной богемы, он с 1910 начинает работать над большой эпич. поэмой «Возмездие» (не завершена) – историей распада семейных связей, утраты дома, отчуждения сына от отца, осмысленных как расплата-возмездие за духовное падение и измену идеалам. Личные судьбы героев, как это явствует из Предисловия к поэме, должны были находиться в сложном соотношении с судьбами России и Европы, однако многое из намеченного в планах осталось нереализованным. В 1912–13 Б. пишет пьесу «Роза и Крест».
После выхода сб. «Ночные часы» (1911) Б. переработал свои 5 поэтич. книг в 3-томное собрание стихотворений (т. 1–3, 1911–12). С этого времени поэзия Б. существует в сознании читателя как единая «лирическая трилогия», «роман в стихах», создающий «миф о пути»: «Таков мой путь… все стихи вместе – "трилогия вочеловечения" (от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянию, проклятиям, "возмездию" и … – к рождению человека "общественного", художника, мужественно глядящего в лицо миру…» (письмо А. Белому, 6.6.1911). При жизни поэта трёхтомник был переиздан в 1916 и в 1918–1921. В 1921 Б. начал подготовку новой редакции, однако успел завершить только 1-й том. Каждое последующее издание включало в себя всё значительное, что создавалось между редакциями: цикл «Кармен» (1914), посвящённый певице Л. А. Андреевой-Дельмас, поэму «Соловьиный сад» (1915), стихи из сб-ков «Ямбы» (1919), «Седое утро» (1920).
С осени 1914 Б. работал над изданием «Стихотворений Аполлона Григорьева» (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора. В 1916 был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и гор. союзов под Пинском. После Февр. революции 1917 возвратился в Петроград, входил в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографич. отчётов. После Окт. революции 1917 недвусмысленно заявил о своей позиции, ответив на анкету «Может ли интеллигенция работать с большевиками» – «Может и обязана». Позиция Б. вызвала резкую отповедь со стороны З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, Вяч. Иванова, А. А. Ахматовой и мн. др. В январе 1918 Б. напечатал в левоэсеровской газ. «Знамя труда» цикл статей «Россия и интеллигенция», а в феврале – поэму «Двенадцать» и стих. «Скифы». Поэма «Двенадцать» стилистически опирается на самые демократичные и даже массовые жанры – частушки, нар. песни, гор. романсы и революц. марши; тем не менее её смысл вызвал больше споров у современников и у позднейших читателей, чем самые «тёмные» символистские стихотворения Б. Левая критика, сочувственно отзываясь о «слиянии» Б. с народом, с настороженностью говорила о чуждости поэмы большевистским представлениям о революции (Л. Д. Троцкий, А. В. Луначарский). Для понимания поэмы важное значение имеют многочисл. аллюзии на стих. А. С. Пушкина «Бесы» и тематич. связи с одноим. романом Ф. М. Достоевского: в разгуле стихийных сил проступает бесовское начало, которому противостоит «надвьюжная» фигура Христа.
После 1918 писал шуточные стихи «на случай», готовил последнюю редакцию «лирической трилогии», однако новых оригинальных стихов не создавал вплоть до 1921. С 1918 наступил новый подъём в прозаич. творчестве Б. Цикл «Россия и интеллигенция» вышел отд. книгой (1-е изд. – 1918; 2-е – 1919). Выступал с культурфилософскими докладами в Вольной философской ассоциации («Крушение гуманизма», 1919; «Владимир Соловьёв и наши дни», 1920), Школе журнализма («Катилина», 1918), писал лирич. фрагменты («Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника»), фельетоны («Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати»). После революции Б. впервые в жизни был вынужден искать не только лит. заработок, но и гос. службу. В сент. 1917 стал чл. Театрально-лит. комиссии, с марта 1918 служил в Репертуарной секции Театрального отдела Наркомпроса, в апр. 1919 перешёл в дирекцию Большого драматич. театра. Одновременно чл. редколлегии изд-ва «Всемирная литература» под рук. М. Горького, с 1920 пред. Петрогр. отделения Союза поэтов. Первоначально участие в культурно-просветительных учреждениях мотивировалось представлением о долге интеллигенции перед народом. Однако острое несоответствие между идеей «очищающей революционной стихии» и кровавой повседневностью наступающего тоталитарного бюрократич. режима всё острее осознавалось поэтом. В его статьях и дневниковых записях появляется образ культуры, ушедшей в катакомбы. Мысли Б. о неуничтожимости истинной культуры и о «тайной свободе» художника, противостоящей попыткам «новой черни» на неё посягнуть, были высказаны в ст. «О назначении поэта» и стих. «Пушкинскому Дому» (февр. 1921), ставших его худож. и человеческим завещанием. В некрологах и посмертных воспоминаниях о Б. постоянно повторялись его слова из пушкинской речи об «отсутствии воздуха», убивающем поэтов.
Творчество Б. уникально по своей внутр. целостности: стихотворения связаны между собой мотивными перекличками, переплетены автореминисценциями с произведениями др. жанров (поэмами, пьесами, статьями); в стихотв. цикле прочитывается сюжет, в книге стихов создаётся более сложное композиционное единство. Образующая единую историю земного пути поэта, лирика Б. семантически многослойна: смысловые планы – реально-исторический и мистический, автобиографический и космический – свободно переплетаются в поэтич. образах, приобретающих характер неисчерпаемого символа. Сама фигура Б. – поэта и человека, стремившегося и в поэзии, и в практич. деятельности дать новую жизнь классич. традиции, восстановить распавшуюся «связь времён», – стала символом «тайной свободы» художника во враждебном ему мире.