ГИ́ППИУС ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИ́ППИУС Зинаида Николаевна [8(20). 11.1869, г. Белёв Тульской губ. – 9.9.1945, Париж], рус. писательница, лит. критик, публицист. Отец – из обрусевших нем. дворян. Получила в осн. домашнее образование (некоторое время обучалась в Киевском женском ин-те, 1877–78, частной гимназии Фишер в Москве, 1882). Дебютировала как поэт в 1888 в ж. «Северный вестник». В 1889 стала женой Д. С. Мережковского. Для лирики Г., которая развивалась в русле зарождавшегося символизма, характерны мотивы томления по «неведомому», осознания своей избранности; контрасты глубокой религиозности и отчаяния, стремления к Богу и самоутверждения; её отличают преобладание рассудочного начала, афористичность в формулировке мыслей, а также разнообразие ритмов, особая напевность стиха. В 1890 был опубликован первый рассказ Г. «Злосчастная» (оригинальное назв. «Простая жизнь»; переименован редактором ж. «Вестник Европы» М. М. Стасюлевичем). В 1896 вышли сб. «Новые люди» (включал рассказы и 12 стихотворений) и первый роман Г. «Без талисмана» – о героях, ощущающих неблагополучие жизни и занятых поисками «новой правды», представления о которой у них, однако, крайне смутны. Духовные поиски самой Г. на рубеже 19–20 вв. приняли отчётливо религ. форму. Считая, что офиц. церковь изжила себя, Г. и Мережковский отстаивали идею «Новой Церкви», которая должна была способствовать религ. преображению жизни. Для обсуждения этих вопросов в доме Мережковских в С.-Петербурге были организованы Религиозно-философские собрания. В 1904 вышел первый поэтич. сб. Г. – «Собрание стихов. 1889–1903». В 1905 вновь обозначился поворот в интересах Г.: она обратилась к обществ.-политич. проблемам, идее слияния революций – религиозной и политической. В 1906 Мережковские и их близкий друг, критик и публицист Д. В. Философов выехали в Париж, где в 1907 на франц. языке опубликовали совместный антимонархич. и антицерковный публицистич. сб. «Царь и революция» («Le Tsar et la Révolution», рус. пер. 1999). Новые идеи нашли преломление в написанной Г. в соавторстве с Мережковским и Философовым драме «Маков цвет» (1908), сб-ках рассказов «Чёрное по белому» (1908), «Лунные муравьи» (1913), но масштабнее всего – в романах «Чёртова кукла» (1911), а также «Роман-царевич» (1913), в котором явно прослеживается влияние романа «Бесы» Ф. М. Достоевского. В 1908 отд. книгой («Литературный дневник») были изданы лит.-критич. статьи Г., публиковавшиеся в течение ряда лет под псевд. Антон Крайний в разл. периодич. изданиях и принёсшие ей славу умного и резкого критика. В 1910 появилось «Собрание стихов. Кн. 2. 1903–1909». Свержение самодержавия в февр. 1917 было с энтузиазмом воспринято Г., однако окт. события того же года вызвали резкое неприятие. В 1918 вышел проникнутый антибольшевистским пафосом сб. «Последние стихи. 1914–1918». В дек. 1919 Мережковские покинули Петроград, тайно пересекли польскую границу и осенью 1920 поселились в Париже.
Г. активно сотрудничала в эмигрантских газетах («Последние новости», «За свободу!» и др.) и журналах («Современные записки», «Иллюстрированная Россия»); были изданы два поэтич. сб-ка Г.: «Стихи. Дневник 1911–1912» (1922) и «Сияния» (1938); в 1925 – два тома её воспоминаний «Живые лица» (о А. А. Блоке, В. Я. Брюсове, В. В. Розанове и др.); в 1929 в газ. «Возрождение» опубликован роман «Чужая любовь». Организованные в парижской квартире Мережковских собрания лит.-филос. об-ва «Зелёная лампа» (1927–1939; среди участников – Г. В. Адамович, И. А. Бунин, Б. К. Зайцев, Г. В. Иванов, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, Н. А. Бердяев, Л. Шестов и др.) стали средоточием интеллектуальной жизни рус. эмиграции. После смерти Д. С. Мережковского (1941) Г. приступила к работе над книгой о нём, которая осталась незавершённой («Дмитрий Мережковский», опубл. в 1951).