Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕТ АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 292-293

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин

ФЕТ (Шен­шин) Афа­на­сий Афа­нась­е­вич [23.11(5.12).1820, с. Но­во­сёл­ки, ны­не Мцен­ско­го р-на Ор­лов­ской обл. – 21.11 (3.12).1892, Мо­ск­ва], рус. по­эт, пе­ре­вод­чик, пуб­ли­цист, ме­муа­рист; чл.-корр. Пе­терб. АН (1886). Ро­дил­ся в се­мье ор­лов­ско­го дво­ря­ни­на А. Н. Шен­ши­на и Шар­лот­ты Ка­ро­ли­ны Фёт, вы­ве­зен­ной им из Гер­ма­нии (пра­во­слав­ный брак ро­ди­те­лей Ф. за­клю­чён в 1822); при ро­ж­де­нии за­пи­сан как Шен­шин, но в 1835 за­пись при­зна­на не­за­кон­ной, Ф. ли­шил­ся прав рус. дво­ря­ни­на и в до­ку­мен­тах стал обоз­на­чать­ся как «ино­стра­нец» Фёт (в нач. 1840-х гг. из­ме­не­но на Фет); в 1873 по ука­зу имп. Алек­сан­д­ра II ему воз­вра­ще­на фа­ми­лия Шен­шин «со все­ми пра­ва­ми, зва­нию и ро­ду его при­над­ле­жа­щи­ми»; все свои со­чи­не­ния пе­ча­тал под фа­ми­ли­ей Ф. В 1889 Ф. по­жа­ло­ва­но при­двор­ное зва­ние ка­мер­ге­ра.

В 1835–37 учил­ся в ча­ст­ном пан­сио­не в г. Вер­ро (ны­не Вы­ру, Эс­то­ния); в 1838–1844 – в Моск. ун-те (на юри­ди­че­ском, за­тем на сло­вес­ном от­де­ле­нии), где в дру­же­ское ок­ру­же­ние Ф. вхо­ди­ли А. А. Гри­горь­ев, Я. П. По­лон­ский и др. В 1845, что­бы вы­слу­жить по­том­ст­вен­ное дво­рян­ст­во, по­сту­пил ун­тер-офи­це­ром в Ки­ра­сир­ский Во­ен­но­го ор­де­на полк, рас­квар­ти­ро­ван­ный в Хер­сон­ской губ.; в 1846 по­лу­чил пер­вое офи­цер­ское зва­ние; в 1853 пе­ре­вёл­ся в л.-гв. улан­ский полк под С.-Пе­тер­бур­гом. В 1856 взял го­дич­ный от­пуск, пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе (Гер­ма­ния, Фран­ция, Ита­лия); в 1857 же­нил­ся на М. П. Бот­ки­ной, се­ст­ре В. П. Бот­ки­на. В 1858 (так и не до­слу­жив­шись до чи­на, даю­ще­го дво­рян­ст­во) вы­шел в от­став­ку штаб-рот­ми­ст­ром (май­ор).

На­ча­лом сво­ей лит. дея­тель­но­сти счи­тал 1839. В 1840 вы­шел пер­вый сб. сти­хов «Ли­ри­че­ский пан­те­он» (под ини­циа­ла­ми «А. Ф.»). Об­ра­тив на се­бя вни­ма­ние кри­ти­ков раз­ных на­прав­ле­ний (В. Г. Бе­лин­ский, С. П. Ше­вы­рёв), в 1842–43 по­сто­ян­но пе­ча­тал­ся во вра­ж­до­вав­ших ме­ж­ду со­бой жур­на­лах «Мо­ск­ви­тя­нин» и «Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки». К 1847 под­го­то­вил сб. «Сти­хо­тво­ре­ния», из­дан­ный А. А. Гри­горь­е­вым в 1850. В сер. 1850-х гг. сбли­зил­ся с ре­дак­ци­ей ж. «Со­вре­мен­ник». В 1856 вы­шел но­вый сб. «Сти­хо­тво­ре­ния», под­го­тов­лен­ный И. С. Тур­ге­не­вым, ко­то­рый со­кра­тил и ис­пра­вил мн. тек­сты Ф. (эта прав­ка в осн. со­хра­не­на и в сле­дую­щем при­жиз­нен­ном из­да­нии), а так­же сб. «Оды» Го­ра­ция в пе­ре­во­дах Ф. Со 2-й пол. 1850-х гг. по­эзия Ф. ока­зы­ва­ет­ся в цен­тре лит. дис­кус­сий об об­ществ. на­зна­че­нии ис­кус­ст­ва; за ним за­кре­п­ля­ет­ся ре­пу­та­ция пев­ца при­ро­ды, люб­ви и ми­мо­лёт­ных ду­шев­ных пе­ре­жи­ва­ний, де­мон­ст­ра­тив­но чу­ж­даю­ще­го­ся со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­бле­ма­ти­ки. Кри­ти­ки эс­те­тич. на­прав­ле­ния (Бот­кин, А. В. Дру­жи­нин) пи­са­ли о Ф. как о са­мом яр­ком совр. пред­ста­ви­те­ле «чис­то­го ис­кус­ст­ва», про­ти­во­пос­тав­ляя его Н. А. Не­кра­со­ву; в ре­во­лю­ци­он­но-де­мо­кра­тич. кру­гах ли­ри­ка Ф., на­про­тив, тре­ти­ро­ва­лась за об­ществ. ин­диф­фе­рен­тизм, им­прес­сио­ни­стич­ность изо­бра­же­ний и не­яс­ность мыс­ли, ста­ла по­сто­ян­ным объ­ек­том на­сме­шек и па­ро­дий. В 1859 вслед за Тур­ге­не­вым и Л. Н. Тол­стым (с ко­то­рым Ф. до кон­ца жиз­ни под­дер­жи­вал близ­кие дру­же­ские от­но­ше­ния) окон­ча­тель­но по­ры­ва­ет с «Со­вре­мен­ни­ком». В 1863 вы­пус­тил ито­го­вый сб. «Сти­хо­тво­ре­ния» (ч. 1–2; вто­рую часть со­ста­ви­ли пе­ре­во­ды), по­сле че­го на­дол­го пе­ре­стал пе­ча­тать свои сти­хи.

В 1861–77 жил на ху­то­ре Сте­па­нов­ка (Мцен­ский у. Ор­лов­ской губ.), при­об­ре­тён­ном в 1860; за это вре­мя пре­вра­тил его в про­цве­таю­щее хо­зяй­ст­во, в 1866–1877 еже­год­но из­би­рал­ся ми­ро­вым судь­ёй для раз­ре­ше­ния кон­флик­тов ме­ж­ду по­ме­щи­ка­ми и кре­сть­я­на­ми. С 1862 ре­гу­ляр­но вы­сту­пал в пе­ча­ти с очер­ка­ми по хо­зяй­ст­вен­но-эко­но­мич. во­про­сам; с по­зи­ций зем­ле­вла­дель­ца осу­ж­дал пе­ре­жит­ки кре­по­ст­но­го пра­ва и кре­сть­ян­ский об­щин­ный строй, соз­даю­щие не­раз­бе­ри­ху в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду на­ни­ма­те­ля­ми и ра­бот­ни­ка­ми, тре­бо­вал усо­вер­шен­ст­во­ва­ния за­ко­но­да­тель­ст­ва. В ли­бе­раль­ной пе­ча­ти очер­ки Ф. оце­ни­ва­лись как вы­сту­п­ле­ния ко­ры­ст­но­го соб­ст­вен­ни­ка, пе­ку­ще­го­ся лишь о собств. ин­те­ре­сах; об­раз Ф.-зем­ле­вла­дель­ца и хо­зяй­ст­вен­ни­ка са­ти­ри­че­ски обыг­ры­вал­ся как кон­тра­сти­рую­щий с об­ра­зом Ф. как ли­рич. по­эта, да­лё­ко­го от жи­тей­ских тре­вог (в стать­ях М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на и др.).

В 1877, про­дав Сте­па­нов­ку, ку­пил име­ние Во­робь­ёв­ка в Щиг­ров­ском у. Кур­ской губ., в 1881 – дом в Мо­ск­ве (где по­пе­ре­мен­но про­жил до кон­ца дней). Ос­во­бо­див­шись от хо­зяйств. за­бот, вер­нул­ся к по­этич. твор­че­ст­ву. Из­дал че­ты­ре вы­пус­ка но­вых сти­хо­тво­ре­ний «Ве­чер­ние ог­ни» (1883, 1885, 1888, 1891). В 1892 со­ста­вил план пол­но­го со­б­ра­ния сво­их сти­хо­тво­ре­ний, уч­тён­ный в пер­вом по­смерт­ном сб. «Ли­ри­че­ские сти­хо­тво­ре­ния» (ч. 1–2, 1894), под­го­тов­лен­ном Н. Н. Стра­хо­вым и К. Р. (вел. кн. Кон­стан­ти­ном Кон­стан­ти­но­ви­чем), и боль­шин­ст­ве по­сле­дую­щих из­да­ний. Позд­няя ли­ри­ка Ф. от­ли­ча­ет­ся, с од­ной сто­ро­ны, пре­об­ла­да­ни­ем лю­бов­ной те­ма­ти­ки, а с дру­гой – пе­ре­хо­дом к об­лас­ти ре­ли­ги­оз­но-фи­лос. про­блем; ин­тим­ные чув­ст­ва в ней пре­об­ра­жа­ют­ся, трак­ту­ют­ся как об­ще­зна­чи­мые, об­раз­ный строй ста­но­вит­ся сим­во­ли­че­ски мно­го­знач­ным; тра­гич. пе­ре­жи­ва­ния, бес­по­кой­ные мыс­ли и со­мне­ния пре­одо­ле­ва­ют­ся и по­гло­ща­ют­ся гос­под­ствую­щей жиз­не­ут­вер­ж­даю­щей ин­то­на­ци­ей, эмо­ци­ей ду­шев­но­го подъ­ё­ма. Осн. па­фос позд­ней ли­ри­ки Ф. – ут­вер­жде­ние кра­со­ты как ос­но­вы ми­ро­зда­ния, оп­рав­да­ние ми­ра кра­со­той. Ре­лиг. и сим­во­ли­че­ские под­тек­сты по­эзии Ф., уво­дя­щей от по­все­днев­ных за­бот к со­зер­ца­тель­но­сти, сде­ла­ли её близ­кой фи­ло­со­фам и по­этам-сим­во­ли­стам ру­бе­жа 19–20 вв. (В. С. Со­ловь­ёв, А. А. Блок и др.). В позд­ние го­ды мно­го за­ни­мал­ся пе­ре­во­да­ми клас­сич. рим. по­этов. В пе­ре­во­дах и с объ­яс­не­ния­ми Ф. вы­шли все со­чи­не­ния Го­ра­ция (1883; Пуш­кин­ская пр. Пе­терб. АН, 1884), сти­хо­тво­ре­ния Ка­тул­ла (1886), са­ти­ры Юве­на­ла (1885) и Пер­сия (1889), эле­гии Ти­бул­ла (1886) и Про­пер­ция (1888), «Ме­та­мор­фо­зы» Ови­дия (1887) и его «Скор­би» («Tristia») (1893), «Энеи­да» Вер­ги­лия (1888), эпи­грам­мы Мар­циа­ла (1891) и ко­ме­дия Плав­та «Гор­шок» (1891). Пе­ре­во­дил и но­во­ев­ро­пей­ских ав­то­ров: пол­но­стью пе­ре­вёл «Фау­ста» И. В. Гё­те (ч. 1–2, 1882–83) и его по­эму «Гер­ман и До­ро­тея» (1856); че­ты­ре фи­лос. трак­та­та А. Шо­пен­гау­эра, в т. ч. «Мир как во­ля и пред­став­ле­ние» (1881), а так­же отд. про­из­ве­де­ния Г. Гей­не, Ф. Шил­ле­ра, П. Ж. Бе­ран­же, А. де Мюс­се, Дж. Бай­ро­на, А. Миц­ке­ви­ча и др., сти­хо­тво­ре­ния вост. ав­то­ров (с нем. яз.) – Ха­фи­за и др.

С 1870-х гг. ра­бо­тал над ме­муа­ра­ми. В 1890 вы­шли «Мои вос­по­ми­на­ния. 1848–1889» (т. 1–2). По­смерт­но, в 1893, из­дан том «Ран­ние го­ды мо­ей жиз­ни», в ко­то­ром, в ча­ст­но­сти, ос­ве­ща­ют­ся бо­лез­нен­ные для Ф. во­про­сы его про­ис­хо­ж­де­ния.

Соч.: Полн. собр. сти­хо­тво­ре­ний. Л., 1959; Ве­чер­ние ог­ни. 2-е изд. М., 1979; Вос­по­ми­на­ния: В 3 т. Пуш­ки­но, 1992; Сти­хо­тво­ре­ния: Ос­нов­ной фонд, под­лин­ные ав­тор­ские ре­дак­ции. М., 2000; Жизнь Сте­па­нов­ки, или Ли­ри­че­ское хо­зяй­ст­во. М., 2001; Со­чи­не­ния и пись­ма: В 20 т. М.; СПб., 2002–2014–. Т. 1–5–.

Лит.: Бух­штаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жиз­ни и твор­че­ст­ва. 2-е изд. Л., 1974; Бла­гой Д. Мир как кра­со­та: О «Ве­чер­них ог­нях» А. Фе­та. М., 1975; Блок Г. П. Ле­то­пись жиз­ни А. А. Фе­та / Публ. Б. Я. Бух­шта­ба // А. А. Фет. Тра­ди­ции и про­бле­мы изу­че­ния. Курск, 1985; Про­бле­мы изу­че­ния жиз­ни и твор­че­ст­ва А. А. Фе­та. Курск, 1989–1998. [Вып. 1–8]; Шен­ши­на В. А. А. А. Фет-Шен­шин: По­эти­че­ское ми­ро­со­зер­ца­ние. М., 2003; Ко­ше­лев В. А. А. Фет: Пре­одо­ле­ние ми­фов. Курск, 2006; Ли­те­ра­тур­ное на­след­ст­во. М., 2008–2011. Т. 103. Кн. 1–2: А. А. Фет и его ли­те­ра­тур­ное ок­ру­же­ние; Че­ре­ми­си­но­ва Л. И. Про­за А. А. Фе­та. Са­ра­тов, 2008; А. А. Фет. Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния. М.; СПб., 2010. Вып. 1; Ран­чин А. М. Пу­те­во­ди­тель по по­эзии А. А. Фе­та. М., 2010.

Вернуться к началу