ФЕТ АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЕТ (Шеншин) Афанасий Афанасьевич [23.11(5.12).1820, с. Новосёлки, ныне Мценского р-на Орловской обл. – 21.11 (3.12).1892, Москва], рус. поэт, переводчик, публицист, мемуарист; чл.-корр. Петерб. АН (1886). Родился в семье орловского дворянина А. Н. Шеншина и Шарлотты Каролины Фёт, вывезенной им из Германии (православный брак родителей Ф. заключён в 1822); при рождении записан как Шеншин, но в 1835 запись признана незаконной, Ф. лишился прав рус. дворянина и в документах стал обозначаться как «иностранец» Фёт (в нач. 1840-х гг. изменено на Фет); в 1873 по указу имп. Александра II ему возвращена фамилия Шеншин «со всеми правами, званию и роду его принадлежащими»; все свои сочинения печатал под фамилией Ф. В 1889 Ф. пожаловано придворное звание камергера.
В 1835–37 учился в частном пансионе в г. Верро (ныне Выру, Эстония); в 1838–1844 – в Моск. ун-те (на юридическом, затем на словесном отделении), где в дружеское окружение Ф. входили А. А. Григорьев, Я. П. Полонский и др. В 1845, чтобы выслужить потомственное дворянство, поступил унтер-офицером в Кирасирский Военного ордена полк, расквартированный в Херсонской губ.; в 1846 получил первое офицерское звание; в 1853 перевёлся в л.-гв. уланский полк под С.-Петербургом. В 1856 взял годичный отпуск, путешествовал по Европе (Германия, Франция, Италия); в 1857 женился на М. П. Боткиной, сестре В. П. Боткина. В 1858 (так и не дослужившись до чина, дающего дворянство) вышел в отставку штаб-ротмистром (майор).
Началом своей лит. деятельности считал 1839. В 1840 вышел первый сб. стихов «Лирический пантеон» (под инициалами «А. Ф.»). Обратив на себя внимание критиков разных направлений (В. Г. Белинский, С. П. Шевырёв), в 1842–43 постоянно печатался во враждовавших между собой журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки». К 1847 подготовил сб. «Стихотворения», изданный А. А. Григорьевым в 1850. В сер. 1850-х гг. сблизился с редакцией ж. «Современник». В 1856 вышел новый сб. «Стихотворения», подготовленный И. С. Тургеневым, который сократил и исправил мн. тексты Ф. (эта правка в осн. сохранена и в следующем прижизненном издании), а также сб. «Оды» Горация в переводах Ф. Со 2-й пол. 1850-х гг. поэзия Ф. оказывается в центре лит. дискуссий об обществ. назначении искусства; за ним закрепляется репутация певца природы, любви и мимолётных душевных переживаний, демонстративно чуждающегося социально-политич. проблематики. Критики эстетич. направления (Боткин, А. В. Дружинин) писали о Ф. как о самом ярком совр. представителе «чистого искусства», противопоставляя его Н. А. Некрасову; в революционно-демократич. кругах лирика Ф., напротив, третировалась за обществ. индифферентизм, импрессионистичность изображений и неясность мысли, стала постоянным объектом насмешек и пародий. В 1859 вслед за Тургеневым и Л. Н. Толстым (с которым Ф. до конца жизни поддерживал близкие дружеские отношения) окончательно порывает с «Современником». В 1863 выпустил итоговый сб. «Стихотворения» (ч. 1–2; вторую часть составили переводы), после чего надолго перестал печатать свои стихи.
В 1861–77 жил на хуторе Степановка (Мценский у. Орловской губ.), приобретённом в 1860; за это время превратил его в процветающее хозяйство, в 1866–1877 ежегодно избирался мировым судьёй для разрешения конфликтов между помещиками и крестьянами. С 1862 регулярно выступал в печати с очерками по хозяйственно-экономич. вопросам; с позиций землевладельца осуждал пережитки крепостного права и крестьянский общинный строй, создающие неразбериху в отношениях между нанимателями и работниками, требовал усовершенствования законодательства. В либеральной печати очерки Ф. оценивались как выступления корыстного собственника, пекущегося лишь о собств. интересах; образ Ф.-землевладельца и хозяйственника сатирически обыгрывался как контрастирующий с образом Ф. как лирич. поэта, далёкого от житейских тревог (в статьях М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.).
В 1877, продав Степановку, купил имение Воробьёвка в Щигровском у. Курской губ., в 1881 – дом в Москве (где попеременно прожил до конца дней). Освободившись от хозяйств. забот, вернулся к поэтич. творчеству. Издал четыре выпуска новых стихотворений «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). В 1892 составил план полного собрания своих стихотворений, учтённый в первом посмертном сб. «Лирические стихотворения» (ч. 1–2, 1894), подготовленном Н. Н. Страховым и К. Р. (вел. кн. Константином Константиновичем), и большинстве последующих изданий. Поздняя лирика Ф. отличается, с одной стороны, преобладанием любовной тематики, а с другой – переходом к области религиозно-филос. проблем; интимные чувства в ней преображаются, трактуются как общезначимые, образный строй становится символически многозначным; трагич. переживания, беспокойные мысли и сомнения преодолеваются и поглощаются господствующей жизнеутверждающей интонацией, эмоцией душевного подъёма. Осн. пафос поздней лирики Ф. – утверждение красоты как основы мироздания, оправдание мира красотой. Религ. и символические подтексты поэзии Ф., уводящей от повседневных забот к созерцательности, сделали её близкой философам и поэтам-символистам рубежа 19–20 вв. (В. С. Соловьёв, А. А. Блок и др.). В поздние годы много занимался переводами классич. рим. поэтов. В переводах и с объяснениями Ф. вышли все сочинения Горация (1883; Пушкинская пр. Петерб. АН, 1884), стихотворения Катулла (1886), сатиры Ювенала (1885) и Персия (1889), элегии Тибулла (1886) и Проперция (1888), «Метаморфозы» Овидия (1887) и его «Скорби» («Tristia») (1893), «Энеида» Вергилия (1888), эпиграммы Марциала (1891) и комедия Плавта «Горшок» (1891). Переводил и новоевропейских авторов: полностью перевёл «Фауста» И. В. Гёте (ч. 1–2, 1882–83) и его поэму «Герман и Доротея» (1856); четыре филос. трактата А. Шопенгауэра, в т. ч. «Мир как воля и представление» (1881), а также отд. произведения Г. Гейне, Ф. Шиллера, П. Ж. Беранже, А. де Мюссе, Дж. Байрона, А. Мицкевича и др., стихотворения вост. авторов (с нем. яз.) – Хафиза и др.
С 1870-х гг. работал над мемуарами. В 1890 вышли «Мои воспоминания. 1848–1889» (т. 1–2). Посмертно, в 1893, издан том «Ранние годы моей жизни», в котором, в частности, освещаются болезненные для Ф. вопросы его происхождения.