ВЕРГИ́ЛИЙ МАРОН ПУБЛИЙ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕРГИ́ЛИЙ (Виргилий) Марон Публий [Publius Vergilius (по́зднее написание – Virgilius) Maro] (15.10.70 до н. э., близ Мантуи – 21.9.19 до н. э., Брундизий, ныне Бриндизи), рим. поэт. Родился в семье мелкого землевладельца. Учился в Кремоне, Медиолануме (Милане). В 54 переехал в Рим, обучался риторике в школе Эпидия, где готовились адвокаты. Политич. карьера его никогда не занимала, возможно, по причине чрезвычайной застенчивости или же сознательного выбора стиля жизни – на лоне природы в окружении друзей, в духе популярного тогда эпикуреизма. В 45 поселился неподалёку от Неаполя. Увлекался медициной, философией (был слушателем в школе философа-эпикурейца Сирона), математикой, но окончат. выбор сделал в пользу поэзии, интерес к которой появился ещё во время пребывания в Риме, где он вошёл в круг поэтов-неотериков («новаторов»), практиковавших изысканную поэзию малых форм.
К юношеским опытам В., возможно, относятся поэмы «Комар» («Culex»), «Скопа» («Ciris»), поэтич. зарисовки «Трактирщица» («Copa») и «Завтрак» («Moretum»), цикл мелких стихотворений в духе Катулла «Смесь» («Catalepton») и др., однако его авторство в отношении этих произведений оспаривается. Первое крупное сочинение В. – «Буколики» («Bucolica», букв. – «Пастушеские песни», 42–38) – собрание из 10 написанных гексаметром эклог («избранных стихотворений»), часть которых – в диалогич. форме, часть – в повествовательной. Следуя др.-греч. поэту Феокриту, В. воспевает мирную жизнь идеализированных пастухов Аркадии; осн. темы – любовь (чаще безответная), поэзия (описание пастушеских состязаний в пении), природа и сельский быт. Наибольшую известность получила 4-я эклога, посвящённая покровителю В., консулу Азинию Поллиону; в ней повествуется о грядущем «золотом веке», который придёт на смену «железному» после скорого появления на свет божественного мальчика. Если современники В. в младенце видели наследника Августа или сына Азиния Поллиона, то ср.- век. толкователи часто отождествляли его с Иисусом Христом, представляя В. пророком грядущего рождения Спасителя. «Буколики» прославили В., сделав его гл. фигурой лит. кружка, объединившегося под покровительством Мецената.
В дидактич. поэме «Георгики» («Земледельческие стихи» – «Georgica», 36–29) В., ориентируясь на земледельч. поэму «Труды и дни» Гесиода и филос. поэму «О природе вещей» Лукреция, воспевает мирный деревенский труд, традиц. уклад жизни и вместе с тем прославляет Октавиана Августа. 4 книги поэмы посвящены отдельным сельским ремёслам – земледелию (1-я кн.), плодоводству и виноградарству (2-я кн.), скотоводству (3-я кн.), пчеловодству (4-я кн.); однако описания сельского труда у В. служат выражению филос. идей – единения человека с природой, круговорота вещей как чередования смерти и возрождения. «Георгики» – вершинное по мастерству композиции и совершенству поэтич. языка и стиля творение В. Продолжив начатую неотериками реформу лат. стиха, В. заменил гигантские периоды с нагромождением придаточных предложений короткими ритмичными фразами, благодаря чему он приобрёл исключит. музыкальность и красоту.
Последние 10 лет жизни В. работал над поэмой «Энеида» («Aeneis», в 12 книгах, закончена лишь вчерне, издана посмертно) о судьбе Рима, гл. персонажем которой был Эней – троянский герой, легендарный предок римлян. Центр. идея поэмы, ставшей нац. эпосом римлян: римское господство над миром предопределено судьбой, равно как и величие потомков Энея, к которым причислял себя Август. Используя в качестве образца поэмы Гомера, В. создал новый тип эпоса – полного драматизма и движения, чуждого пространных статичных описаний, а также всякого комизма. Из отд. эпизодов поэмы наиболее известны: гибель Трои (кн. II), история трагич. любви карфагенской царицы Дидоны к Энею (кн. IV), рассказ о нисхождении Энея в царство мёртвых (кн. VI).
Отправившись путешествовать по Малой Азии и Греции с целью увидеть те места, которые описаны у Гомера, В. во время плавания серьёзно заболел и скончался; впоследствии его прах был погребён близ Неаполя. Произведения В. пользовались огромной популярностью в античности (неоднократно комментировались, в т. ч. Сервием, 4 в. н. э.) и в средние века (это подтверждается большим количеством списков, в которых дошли его труды; среди них выделяется «Codex Vergilius Vaticanus», 5 в.). Они оказали исключит. влияние на ср.-век. лат. поэзию. В. считался носителем священного знания: его произведения, подобно Библии, подвергались аллегорич. толкованиям; Данте в своей «Божественной комедии» избрал В. проводником по аду и чистилищу; как пророк В. был представлен на фреске Благовещенского собора Московского Кремля. Первое печатное издание трудов В. появилось в 1469 в Риме, за ним последовали другие, спровоцировавшие новый виток интереса к В., который вылился в традицию новоевропейских эпосов (П. де Ронсар, Т. Тассо и др.), пасторалей, а также комических бурлескных поэм, «перелицовывающих» «Энеиду» (П. Скаррон, И. П. Котляревский, Н. П. Осипов и др.). В России первые переводы В. появляются со 2-й пол. 18 в.; среди переводчиков – А. А. Фет, В. Я. Брюсов и др.