Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕРГИ́ЛИЙ МАРОН ПУБЛИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 152-153

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Голубков, О. Л. Левинская
«Вергилий в окружении муз». Античная мозаика из римской виллы в Суссе (Северная Африка). Национальный музей Бардо (Тунис).

ВЕРГИ́ЛИЙ (Вир­ги­лий) Ма­рон Пуб­лий [Publius Vergilius (по́зднее на­пи­са­ние – Virgilius) Maro] (15.10.70 до н. э., близ Ман­туи – 21.9.19 до н. э., Брун­ди­зий, ны­не Брин­ди­зи), рим. по­эт. Ро­дил­ся в се­мье мел­ко­го зем­ле­вла­дель­ца. Учил­ся в Кре­мо­не, Ме­дио­ла­ну­ме (Ми­ла­не). В 54 пе­ре­ехал в Рим, обу­чал­ся ри­то­ри­ке в шко­ле Эпи­дия, где го­то­ви­лись ад­во­ка­ты. По­ли­тич. карь­е­ра его ни­ко­гда не за­ни­ма­ла, воз­мож­но, по при­чи­не чрез­вы­чай­ной за­стен­чи­во­сти или же соз­на­тель­но­го вы­бо­ра сти­ля жиз­ни – на ло­не при­ро­ды в ок­ру­же­нии дру­зей, в ду­хе по­пу­ляр­но­го то­гда эпи­ку­ре­из­ма. В 45 по­се­лил­ся не­по­да­лё­ку от Не­апо­ля. Ув­ле­кал­ся ме­ди­ци­ной, фи­ло­со­фи­ей (был слу­ша­те­лем в шко­ле фи­ло­со­фа-эпи­ку­рей­ца Си­ро­на), ма­те­ма­ти­кой, но окон­чат. вы­бор сде­лал в поль­зу по­эзии, ин­те­рес к ко­то­рой поя­вил­ся ещё во вре­мя пре­бы­ва­ния в Ри­ме, где он во­шёл в круг по­этов-не­оте­ри­ков («но­ва­то­ров»), прак­ти­ко­вав­ших изы­скан­ную по­эзию ма­лых форм.

К юно­ше­ским опы­там В., воз­мож­но, от­но­сят­ся по­эмы «Ко­мар» («Culex»), «Ско­па» («Ciris»), по­этич. за­ри­сов­ки «Трак­тир­щи­ца» («Copa») и «Зав­трак» («Moretum»), цикл мел­ких сти­хо­тво­ре­ний в ду­хе Ка­тул­ла «Смесь» («Cata­lep­ton») и др., од­на­ко его ав­тор­ст­во в от­но­ше­нии этих про­из­ве­де­ний ос­па­ри­ва­ет­ся. Пер­вое круп­ное со­чи­не­ние В. – «Бу­ко­ли­ки» («Bucolica», букв. – «Пас­ту­ше­ские пес­ни», 42–38) – со­б­ра­ние из 10 на­пи­сан­ных гек­са­мет­ром эк­лог («из­бран­ных сти­хо­тво­ре­ний»), часть ко­то­рых – в диа­ло­гич. фор­ме, часть – в по­ве­ст­вова­тель­ной. Сле­дуя др.-греч. по­эту Фео­кри­ту, В. вос­пе­ва­ет мир­ную жизнь идеа­ли­зи­ро­ван­ных пас­ту­хов Ар­ка­дии; осн. те­мы – лю­бовь (ча­ще без­от­вет­ная), по­эзия (опи­са­ние пас­ту­ше­ских со­стя­за­ний в пе­нии), при­ро­да и сель­ский быт. Наи­боль­шую из­вест­ность по­лу­чи­ла 4-я эк­ло­га, по­свя­щён­ная по­кро­ви­те­лю В., кон­су­лу Ази­нию Пол­лио­ну; в ней по­ве­ст­ву­ет­ся о гря­ду­щем «зо­ло­том ве­ке», ко­то­рый при­дёт на сме­ну «же­лез­но­му» по­сле ско­ро­го по­яв­ле­ния на свет бо­же­ст­вен­но­го маль­чи­ка. Ес­ли со­вре­мен­ни­ки В. в мла­ден­це ви­де­ли на­след­ни­ка Ав­гу­ста или сы­на Ази­ния Пол­лио­на, то ср.- век. тол­ко­ва­те­ли час­то ото­жде­ст­в­ля­ли его с Ии­су­сом Хри­стом, пред­став­ляя В. про­ро­ком гря­ду­ще­го ро­ж­де­ния Спа­си­те­ля. «Бу­ко­ли­ки» про­сла­ви­ли В., сде­лав его гл. фи­гу­рой лит. круж­ка, объ­еди­нив­ше­го­ся под по­кро­ви­тель­ст­вом Ме­це­на­та.

В ди­дак­тич. по­эме «Ге­ор­ги­ки» («Зем­ле­дель­че­ские сти­хи» – «Georgica», 36–29) В., ори­ен­ти­ру­ясь на зем­ле­дельч. по­эму «Тру­ды и дни» Ге­сио­да и фи­лос. по­эму «О при­ро­де ве­щей» Лук­ре­ция, вос­пе­ва­ет мир­ный де­ре­вен­ский труд, тра­диц. ук­лад жиз­ни и вме­сте с тем про­слав­ля­ет Ок­та­виа­на Ав­гу­ста. 4 кни­ги по­эмы по­свя­ще­ны от­дель­ным сель­ским ре­мёс­лам – зем­ле­де­лию (1-я кн.), пло­до­вод­ст­ву и ви­но­гра­дар­ст­ву (2-я кн.), ско­то­вод­ст­ву (3-я кн.), пче­ло­вод­ст­ву (4-я кн.); од­на­ко опи­са­ния сель­ско­го тру­да у В. слу­жат вы­ра­же­нию фи­лос. идей – еди­не­ния че­ло­ве­ка с при­ро­дой, кру­го­во­ро­та ве­щей как че­ре­до­ва­ния смер­ти и воз­ро­ж­де­ния. «Ге­ор­ги­ки» – вер­шин­ное по мас­тер­ст­ву ком­по­зи­ции и со­вер­шен­ст­ву по­этич. язы­ка и сти­ля тво­ре­ние В. Про­дол­жив на­ча­тую не­оте­ри­ка­ми ре­фор­му лат. сти­ха, В. за­ме­нил ги­гант­ские пе­рио­ды с на­гро­мо­ж­де­ни­ем при­да­точ­ных пред­ло­же­ний ко­рот­ки­ми рит­мич­ны­ми фра­за­ми, бла­го­да­ря че­му он при­об­рёл ис­клю­чит. му­зы­каль­ность и кра­со­ту.

По­след­ние 10 лет жиз­ни В. ра­бо­тал над по­эмой «Энеи­да» («Aeneis», в 12 кни­гах, за­кон­че­на лишь вчер­не, издана по­смерт­но) о судь­бе Ри­ма, гл. пер­со­на­жем ко­то­рой был Эней – тро­ян­ский ге­рой, ле­ген­дар­ный пре­док рим­лян. Центр. идея по­эмы, став­шей нац. эпо­сом рим­лян: римское гос­под­ство над ми­ром пре­д­опре­де­ле­но судь­бой, рав­но как и ве­ли­чие по­том­ков Энея, к ко­то­рым при­чис­лял се­бя Ав­густ. Ис­поль­зуя в ка­че­ст­ве об­раз­ца по­эмы Го­ме­ра, В. соз­дал но­вый тип эпо­са – пол­но­го дра­ма­тиз­ма и дви­же­ния, чу­ж­до­го про­стран­ных ста­тич­ных опи­са­ний, а так­же вся­ко­го ко­миз­ма. Из отд. эпи­зо­дов по­эмы наи­бо­лее из­вест­ны: ги­бель Трои (кн. II), ис­то­рия тра­гич. люб­ви кар­фа­ген­ской ца­ри­цы Ди­до­ны к Энею (кн. IV), рас­сказ о нис­хо­ж­де­нии Энея в цар­ст­во мёрт­вых (кн. VI).

От­пра­вив­шись пу­те­ше­ст­во­вать по Ма­лой Азии и Гре­ции с це­лью уви­деть те мес­та, ко­то­рые опи­са­ны у Го­ме­ра, В. во вре­мя пла­ва­ния серь­ёз­но за­бо­лел и скон­чал­ся; впо­след­ст­вии его прах был по­гре­бён близ Не­апо­ля. Про­из­ве­де­ния В. поль­зо­ва­лись ог­ром­ной по­пу­ляр­но­стью в ан­тич­но­сти (не­од­но­крат­но ком­мен­ти­ро­ва­лись, в т. ч. Сер­ви­ем, 4 в. н. э.) и в сред­ние ве­ка (это под­твер­жда­ет­ся боль­шим ко­ли­че­ст­вом спи­сков, в ко­то­рых дош­ли его тру­ды; сре­ди них вы­де­ля­ет­ся «Codex Vergilius Vaticanus», 5 в.). Они ока­за­ли ис­клю­чит. влия­ние на ср.-век. лат. по­эзию. В. счи­тал­ся но­си­те­лем свя­щен­но­го зна­ния: его про­из­ве­де­ния, по­доб­но Биб­лии, под­вер­га­лись ал­ле­го­рич. тол­ко­ва­ни­ям; Дан­те в сво­ей «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» из­брал В. про­вод­ни­ком по аду и чис­ти­ли­щу; как про­рок В. был пред­став­лен на фре­ске Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. Пер­вое пе­чат­ное из­да­ние тру­дов В. по­яви­лось в 1469 в Ри­ме, за ним по­сле­дова­ли дру­гие, спро­во­ци­ро­вав­шие но­вый ви­ток ин­те­ре­са к В., ко­то­рый вы­лил­ся в тра­ди­цию но­во­ев­ро­пей­ских эпо­сов (П. де Рон­сар, Т. Тас­со и др.), пас­то­ралей, а так­же ко­мических бур­ле­ск­ных по­эм, «пе­ре­ли­цо­вы­ваю­щих» «Энеи­ду» (П. Скар­рон, И. П. Кот­ля­рев­ский, Н. П. Оси­пов и др.). В Рос­сии пер­вые пе­ре­во­ды В. по­яв­ля­ют­ся со 2-й пол. 18 в.; сре­ди пе­ре­во­дчи­ков – А. А. Фет, В. Я. Брю­сов и др.

Соч.: Opera. 2 ed. Torino, 1973. Vol. 1–2; Бу­ко­ли­ки. Ге­ор­ги­ки. Энеи­да. М., 1979.

Лит.: Sainte-Beuve Ch. A. Étude sur Virgile. [4 éd.]. Р., 1891; Heinze R. Virgils epische Technik. 3. Aufl. Lpz.; B., 1915; Perret J. Virgile, l’homme et l’œuvre. P., 1952; Gri­mal P. Vir­gile ou la seconde naissance de Ro­me. P., 1985; Pomathios J. L. Le pouvoir poli­tique et sa représentation dans l’Enéide de Virgile. Brux., 1987; Encyclopedia virgiliana. Roma, 1991. Vol. 1–5; То­по­ров В. Н. Эней – че­ло­век судь­бы (к «сре­ди­зем­но­мор­ской» пер­со­но­ло­гии): В 2 ч. М., 1993; Stroppini G. Amour et dualité dans les «Bucoliques» de Virgile. P., 1993; Salva­to­re A. Virgilio e Pseudovirgilio. Napoli, 1994; Wacht M. Con­cordantia Vergiliana. Hilde­sheim, [1996]; Гас­па­ров М. Л. Вер­ги­лий, или По­эт бу­ду­ще­го // Гас­па­ров М. Л. Из­бран­ные тру­ды. М., 1997. Т. 1; Thomas R. F. Reading Virgil and his texts. Ann Arbor, 1999; Ву­лих Н. В. Рим­ский клас­си­цизм: твор­че­ст­во Вер­ги­лия, ли­ри­ка Го­ра­ция. СПб., 2000; Zabug­hin V. Vergilio nel Rinascimento italiano: da Dante a Torquato Tasso. Trento, 2000. Vol. 1–2; Griffin J. Virgil. 2nd ed. L., 2001.

Вернуться к началу