ЛУКРЕ́ЦИЙ ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУКРЕ́ЦИЙ, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (ок. 94 – 55 до н. э.), др.-рим. поэт и философ, представитель эпикуреизма. Автор сохранившейся филос. поэмы «О природе вещей» («De rerum natura») в 6 книгах, посвящённой рим. аристократу Гаю Меммию, патрону Катулла и Цинны. О жизни Л. почти ничего не известно; согласно легенде, сообщаемой Иеронимом, Л. писал свою поэму во время просветлений от безумия, вызванного любовным напитком, который дала ему жена, и затем покончил с собой. В поэме Л. в популярной форме излагается филос. система Эпикура, осн. задача которой – освобождение человечества от страха смерти и страха богов (прежде всего посмертных наказаний) через постижение «законов природы» (foedera naturae), исключающих всякое вмешательство богов в человеческую жизнь, и осознание смертности души, исключающей посмертные мучения. С гимна к богине любви и творящей силы природы Венере (влияние Эмпедокла) начинается 1-я книга, в которой излагаются фундам. начала атомизма – существование неделимых и вечных атомов и пустоты, а также формулируется закон сохранения материи («из ничего не будет ничего») и опровергаются монистические (Гераклит) и плюралистические (Эмпедокл, Анаксагор) теории неатомистич. толка. Во 2-й книге рассматривается атомистич. механика и сведение всех чувственных качеств (таких, как цвет, температура, вкус, запах) к механич. различиям в форме и размере атомов, а также формулируется теория бесчисленных миров в бесконечном пространстве Вселенной. В 3-й книге – после прославления гения Эпикура – трактуется природа души и её связь с телом. Вслед за Демокритом и Эпикуром Л. считает душу материальной, состоящей из мельчайших сферич. атомов «огня». Атомарная структура души доказывает её смертность и необоснованность страха смерти. Психологии ощущений (объясняемых демокритовской теорией «отпечатков» вещей, истекающих от вещей и проникающих в органы чувств) и мыслительной функции души посвящена 4-я книга. Л. остаётся верен эпикуровскому сенсуализму в теории познания (всякое ощущение истинно), а в конце книги анализирует (и осуждает) любовную страсть. В 5-й книге излагается космология и демонстрируется конечность нашего мира, а также рассматриваются проблемы геологии и происхождения животных и растений. Теория естеств. происхождения человека и развития цивилизации путём прогресса относится к самым знаменитым и влиятельным в истории философии частям поэмы Л. В 6-й книге объясняются естеств. причины «метеорологических» явлений (гром и молния, облака и дождь, землетрясения, вулканы, разливы Нила, линлогия, магнетизм, эпидемии), она завершается описанием чумы в Афинах.
Со времён Цицерона Л. стал прославленным рим. поэтом, но клеймо «безбожника», поставленное на нём зап. отцами Церкви (Лактанций и др.), привело к его почти полному забвению в средние века. Поэма Л. сохранилась в двух рукописях 9 в., которые были найдены итал. гуманистом П. Браччолини в 1417 и легли в основу первых печатных изданий в эпоху Возрождения. Наряду с 10-й кн. труда «Жизни и мнения прославленных философов» Диогена Лаэртия поэма Л. стала одним из осн. источников по философии Эпикура.