КАТУ́ЛЛ ГАЙ ВАЛЕРИЙ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАТУ́ЛЛ Гай Валерий (Gaius Valerius Catullus) (87 или 84 до н. э., Верона – ок. 54 до н. э., Рим), рим. поэт. О жизни К. известно в осн. из его произведений. К. происходил из знатного семейства, владел несколькими имениями; был влюблён в Клодию, фигурирующую в его стихах под именем Лесбии; в Риме входил в кружок поэтов-неотериков.
Сохранился сборник К., состоящий из 116 стихотворений, в который вошли: полиметры, т. е. стихи, написанные разными размерами; «учёные стихи» [среди которых – 2 эпиталамия (свадебные песни), стихотворение об Аттисе, оскопившем себя и ставшем жрецом богини Кибелы, эпиллий (маленький эпос) о свадьбе родителей Ахилла Пелея и Фетиды, переложение элегии «Коса Береники» Каллимаха с посвящением другу и большая элегия на смерть брата]; эпиграммы в элегич. дистихах.
Полиметры и эпиграммы написаны по конкретным поводам и обращены к реальным лицам. Около половины всех стихотворений – поношения, почти всегда непристойные; они направлены против личных врагов, друзей К., политич. деятелей (в т. ч. Юлия Цезаря, политику которого К. не одобрял). Ближайшим друзьям и лит. единомышленникам посвящены стихи, дружеские по тону, восторженные или ироничные.
В европ. культуру К. вошёл как поэт, впервые воспевший духовную сторону любви, хотя любовные стихи занимают в общем объёме книги не более десятой её части. Возвышенная сущность любви раскрывается в стихах, описывающих мучения поэта после разрыва с возлюбленной: серьёзное чувство, необычное по отношению к «подружке», было ею грубо попрано и предано, но поэт не в силах освободиться от страсти. Воздействие творчества Сапфо и эллинистич. образцов сочетается в любовной лирике К. c рим. традицией сугубо личного высказывания, придающей его произведениям непосредственность и достоверность. Любовная поэзия К. нашла продолжение в творчестве рим. элегиков Тибулла и Проперция.
В «учёных стихах» заметно следование К. эстетич. принципам Каллимаха и александрийской поэзии (небольшой объём, композиц. стройность, содержательная изысканность), но личный душевный опыт, осмысливаемый на примере мифологич. и вымышленных персонажей (Ариадна, покинутая Тесеем; Аттис, глубоко раскаивающийся в своём поступке, лишившем его возможности нормальной жизни в обществе), объединяет эти стихи с полиметрами и эпиграммами. Одно из стихотворений К. переведено А. С. Пушкиным («Пьяной горечью фалерна чашу мне наполни, мальчик»).