Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ПОЭ́ЗИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 448

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Ярхо

АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ПОЭ́ЗИЯ, ис­то­ри­ко-лит. по­ня­тие, ко­то­рым при­ня­то обо­зна­чать твор­че­ст­во др.-греч. по­этов 1-й пол. 3 в. до н. э., объ­е­ди­няв­ших­ся во­круг Алек­сан­д­рий­ской б-ки (Кал­ли­мах, Фео­крит, Апол­ло­ний Ро­дос­ский и др.). По срав­не­нию с клас­сич. ли­ри­кой и тра­ге­ди­ей 6–5 вв. до н. э. А. п. от­ли­ча­ет­ся зна­чи­тель­ным су­же­ни­ем об­ще­ст­вен­но­го кру­го­зо­ра: в центр её вни­ма­ния по­па­дают не нрав­ст­вен­ные за­про­сы гражд. кол­лек­ти­ва, а ин­те­ре­сы из­бран­но­го кру­га зна­то­ков, груп­пи­рую­щих­ся при дво­ре Пто­ле­ме­ев в Егип­те. Ха­рак­тер­ная чер­та А. п. – тес­ная связь с фи­ло­ло­гич. нау­кой (см. Алек­сан­д­рий­ская фи­ло­ло­гия). Мн. по­эты воз­глав­ля­ли в раз­ное вре­мя биб­лио­те­ку (Апол­ло­ний Ро­дос­ский, Эра­тос­фен), го­то­ви­ли к из­да­нию тек­сты клас­сич. ав­то­ров (Ли­коф­рон), ве­ли био­биб­лио­гра­фич. ра­бо­ту (Кал­ли­мах), пи­са­ли трак­та­ты, ком­мен­ти­рую­щие тек­сты из биб­лио­те­ки. В А. п. вы­рабо­тал­ся тип учё­но­го по­эта, стре­мя­ще­го­ся ис­поль­зо­вать в сво­ём твор­че­ст­ве ма­ло­из­ве­ст­ные ми­фы, све­де­ния о ред­ких обы­ча­ях, гео­гра­фич. и эт­но­гра­фич. по­зна­ния, зна­ком­ст­во со спе­ци­фи­кой сло­во­упот­реб­ле­ния в эпо­се. Воз­ник­ли но­вые жан­ры: эпил­лий, идил­лия, по­ве­ст­во­ва­тель­но-ми­фо­ло­гич. эле­гия, ми­ми­ам­бы. Ак­тив­но ве­лись экс­пе­ри­мен­ты с це­лью при­спо­соб­ле­ния к но­вым за­да­чам тра­ди­ци­он­ных сти­хотв. раз­ме­ров и диа­лек­тов: напр., упот­реб­ле­ние эле­ги­че­ско­го ди­сти­ха и до­рий­ско­го диа­лек­та в гим­не Кал­ли­ма­ха «На ку­па­ние Пал­ла­ды», то­го же диа­лек­та – в на­пи­сан­ных гек­са­мет­ром идил­ли­ях Фео­кри­та, ар­ха­ич. ио­ний­ско­го диа­лек­та и хо­ли­ям­ба – в бы­то­вых ми­ми­ам­бах Ге­ро­да. Вни­ма­ние по­этов при­вле­ка­ли фольк­лор­ные жан­ры, напр. со­рев­но­ва­ния пас­ту­хов в пе­нии, по­ло­жен­ные в ос­но­ву мн. бу­ко­лик Фео­кри­та. В 3–1 вв. до н. э. дос­ти­г­ла рас­цве­та эпи­грам­ма, ко­то­рая из пер­во­на­чаль­ной над­пи­си на пред­ме­те пре­вра­ти­лась в бы­то­вую сцен­ку с экс­прес­сив­ной фик­са­ци­ей чув­ст­ва. В рас­ши­ри­тель­ном зна­че­нии по­ня­тие А. п. при­ме­ня­ет­ся к по­этам, не жив­шим в Алек­сан­д­рии (напр., Арат, Ев­фо­ри­он, позд­нее – Пар­фе­ний), но раз­де­ляв­шим её творч. прин­ци­пы.

Изд.: Алек­сан­д­рий­ская по­эзия. М., 1972.

Лит.: Чис­тя­ко­ва НА. Эл­ли­ни­сти­че­ская по­эзия. Л., 1988. С. 20–30.

Вернуться к началу