АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ПОЭ́ЗИЯ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ПОЭ́ЗИЯ, историко-лит. понятие, которым принято обозначать творчество др.-греч. поэтов 1-й пол. 3 в. до н. э., объединявшихся вокруг Александрийской б-ки (Каллимах, Феокрит, Аполлоний Родосский и др.). По сравнению с классич. лирикой и трагедией 6–5 вв. до н. э. А. п. отличается значительным сужением общественного кругозора: в центр её внимания попадают не нравственные запросы гражд. коллектива, а интересы избранного круга знатоков, группирующихся при дворе Птолемеев в Египте. Характерная черта А. п. – тесная связь с филологич. наукой (см. Александрийская филология). Мн. поэты возглавляли в разное время библиотеку (Аполлоний Родосский, Эратосфен), готовили к изданию тексты классич. авторов (Ликофрон), вели биобиблиографич. работу (Каллимах), писали трактаты, комментирующие тексты из библиотеки. В А. п. выработался тип учёного поэта, стремящегося использовать в своём творчестве малоизвестные мифы, сведения о редких обычаях, географич. и этнографич. познания, знакомство со спецификой словоупотребления в эпосе. Возникли новые жанры: эпиллий, идиллия, повествовательно-мифологич. элегия, мимиамбы. Активно велись эксперименты с целью приспособления к новым задачам традиционных стихотв. размеров и диалектов: напр., употребление элегического дистиха и дорийского диалекта в гимне Каллимаха «На купание Паллады», того же диалекта – в написанных гексаметром идиллиях Феокрита, архаич. ионийского диалекта и холиямба – в бытовых мимиамбах Герода. Внимание поэтов привлекали фольклорные жанры, напр. соревнования пастухов в пении, положенные в основу мн. буколик Феокрита. В 3–1 вв. до н. э. достигла расцвета эпиграмма, которая из первоначальной надписи на предмете превратилась в бытовую сценку с экспрессивной фиксацией чувства. В расширительном значении понятие А. п. применяется к поэтам, не жившим в Александрии (напр., Арат, Евфорион, позднее – Парфений), но разделявшим её творч. принципы.