Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИДИ́ЛЛИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 701

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Юрченко

ИДИ́ЛЛИЯ (греч. εἰδύλλιον – кар­тин­ка), литературный жанр. Тер­мин был впер­вые упот­реб­лён в 1 в. до н. э. в схо­ли­ях к Фео­кри­ту. Ла­ти­ни­зированную фор­му – «idyl­lia» (мн. ч. от «idyllium») ис­поль­зо­вал Пли­ний Млад­ший в сво­их «Пись­мах» (IV, 14, 9), го­во­ря о соб­ственных сти­хотвор­ных про­из­ве­де­ни­ях не­боль­шо­го объ­ё­ма.

Ис­то­ки И. – в бу­ко­ли­ке Феокрита, однако фор­ми­ро­ва­нию жан­ро­во­го ка­но­на спо­соб­ст­во­ва­ли эк­ло­ги под­ра­жав­ше­го Фео­кри­ту Вер­ги­лия. Ес­ли у Фео­кри­та опи­сы­ва­лись ре­аль­ные ост­ро­ва Си­ци­лия и Кос, а его гру­бо­ва­тые и смеш­ные, хо­тя и слег­ка идеа­ли­зи­ро­ван­ные, пас­ту­хи бы­ли по­хо­жи на си­ци­лий­ских и кос­ских ра­бов-ко­зо­па­сов, то Вер­ги­лий пе­ре­нёс дей­ст­вие в идеа­ли­зи­ро­ван­ную Ар­ка­дию. Пас­ту­ше­ская по­эзия Вер­ги­лия ока­за­ла ре­шаю­щее влия­ние на раз­ви­тие жан­ра западноевропейской пасторали вплоть до 18 в.

В 18 – нач. 19 вв. про­ис­хо­дит пе­ре­ос­мыс­ле­ние жан­ра, ре­шаю­щую роль в ко­то­ром сыг­ра­ло твор­че­ст­во С. Гес­не­ра (сб. «Идил­лии», 1756): об­раз­цом ста­но­вит­ся Фео­крит, по­ня­тый как по­эт «ес­те­ст­вен­ный», а не «гру­бый», ка­ко­вым он счи­тал­ся до тех пор. От­ны­не с И. свя­зы­ва­ет­ся изо­бра­же­ние «ес­те­ст­вен­но­го» че­ло­ве­ка в гар­мо­нии с при­ро­дой и на фо­не не ус­лов­но­го, как пре­ж­де, но на­цио­наль­но ок­ра­шен­но­го пей­за­жа: «про­сто­на­род­ные» идиллии И. П. Хе­беля («Овсяный ки­сель», 1803, рус. пер. В. А. Жу­ков­ско­го, 1818, и др.), про­из­ве­де­ния Ф. Мюл­ле­ра, И. Г. Фос­са, М. Ус­те­ри, К. Ф. Брон­не­ра и др. В Рос­сии к жан­ру И. об­ра­ща­лись в 1-й пол. 19 в. В. И. Па­на­ев, сб. ко­то­ро­го «Идил­лии» (1820) стал по­во­дом для раз­вер­нув­шей­ся по­ле­ми­ки о воз­мож­но­сти соз­да­ния И. на отеч. ма­те­риа­ле; Н. И. Гне­дич, ге­рои­зи­ро­вав­ший об­раз совр. ему рус. кре­сть­я­ни­на («Ры­ба­ки», 1822); Ф. Н. Глин­ка, экс­пе­ри­мен­ти­ро­вав­ший в ду­хе нра­во­учит. «про­сто­на­род­ной» И., а за­тем об­ра­тив­ший­ся к дох­ри­сти­ан­ским вре­ме­нам («сла­вян­ская идил­лия» «Бо­лезнь Ми­ла­вы», 1823). И. пре­им. «во вку­се древ­них», соз­да­вая сти­ли­за­ции ан­тич­но­го жан­ра, пи­сали А. А. Дель­виг, а так­же П. А. Ка­те­нин («Идил­лия», 1835), пред­ло­жив­шие вме­сте с тем и свои ва­ри­ан­ты «про­сто­на­род­ной» И.: «От­став­ной сол­дат» (1829) Дель­ви­га; «Ду­ра» (1835; опубл. в 1911) Ка­те­ни­на.

В нач. 19 в. жанр на­чи­на­ет трак­то­вать­ся в рас­ши­ри­тель­ном смыс­ле. В 1804 Жан Поль оп­ре­де­ля­ет И. как «эпи­чес­кое изо­бра­же­ние пол­но­ты сча­стья в ог­ра­ни­че­нии» при пол­ном без­раз­ли­чии «сце­ны, на ко­то­рой ра­зыг­ры­ва­ет­ся дей­ст­вие» (Жан Поль. При­го­то­ви­тель­ная шко­ла эс­те­ти­ки. М., 1981. С. 263, 266). И. рас­сма­т­ри­ва­ет­ся как раз­но­вид­ность совр. эпо­са, об­ра­тив­ше­го­ся к «ог­ра­ни­чен­ным ча­ст­ным, до­маш­ним об­стоя­тель­ст­вам в де­рев­не и про­вин­ци­аль­ных го­ро­дах» [Ге­гель о «Луи­зе» Фос­са (1784) и «Гер­мане и До­ро­тее» И. В. Гё­те (1797) // Ге­гель Г. В. Ф. Соч. М.; Л., 1958. Т. 14. С. 288–289], а так­же как «из­вест­ное наст­рое­ние ума, спо­соб чув­ст­во­ва­ния» (Гум­больдт В. фон. Эс­те­ти­че­ские опы­ты. Пер­вая часть. О «Гер­ма­не и До­ро­тее» Гёте // Гум­больдт В. фон. Язык и фи­ло­со­фия куль­ту­ры. M., 1985. C. 244). Ин­те­рес эпо­хи, в идео­ло­гич. по­ле ко­то­рой во­шла те­ма ин­ди­ви­ду­аль­но­го че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, сов­пал с ин­те­ре­са­ми жан­ра, из­на­чаль­но об­ра­щён­но­го к при­ват­но­му су­ще­ст­во­ва­нию: И. пред­ста­ла как по­эзия сча­ст­ли­во­го бы­та, «оп­рав­да­ние те­лес­ной ре­аль­но­сти сча­сть­ем её» (Л. В. Пум­пян­ский). В этом но­вом, рас­ши­ри­тель­ном смыс­ле идил­лич­ны боль­шин­ст­во дру­же­ских по­сла­ний нач. 19 в. («Ев­ге­нию. Жизнь Зван­ская» Г. Р. Дер­жа­ви­на, 1807; «Мои пе­на­ты» К. Н. Ба­тюш­ко­ва, 1811–1812), а так­же мно­го­числ. по­этич. «по­хва­лы сель­ской жиз­ни» (вплоть до пуш­кин­ской «Осе­ни», 1833) и «при­зы­ва­ния в де­рев­ню». Сча­ст­ли­вый идил­лич. быт ок­ру­жа­ет се­мью Ла­ри­ных в «Ев­ге­нии Оне­ги­не» Пуш­ки­на (1823–30), ге­ро­ев по­вес­ти Го­го­ля «Ста­ро­свет­ские по­ме­щи­ки» (1835), Об­ло­мо­ва в од­но­им. ро­ма­не И. А. Гон­ча­ро­ва (1859), се­мей­ст­во Рос­то­вых в ро­ма­не Л. Н. Тол­сто­го «Вой­на и мир» (1863–69).

Лит.: Троц­кая М. Л. Идил­лии Жан По­ля // Изв. АН СССР. От­де­ле­ние ли­те­ра­ту­ры и язы­ка. 1935. № 9; Tieghem P. van. Les idyllеs de Gessner et le r ̂eve pastoral // Tieghem P. van. Le préromantisme: Études d’histoire littéraire euro­péenne. P., 1948. Vol. 2; Бах­тин М. М. Фор­мы вре­ме­ни и хро­но­то­па в ро­ма­не: Очер­ки по ис­то­ри­че­ской по­эти­ке // Бах­тин М. М. Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры и эс­те­ти­ки. M., 1975; Baцуро В. Э. Рус­ская идил­лия в эпо­ху ро­ман­тиз­ма // Рус­ский ро­ман­тизм. Л., 1978; Bö­schen­stein-Schäfer R. Idylle. 2. Aufl. Stuttg., 1978; Пес­ков А. Идил­лия // Ли­те­ра­тур­ная уче­ба. 1985. № 2; Deutsche Idyllentheorien im 18. Jahr­hun­dert. Tüb., 1988; Ба­ка­лов А. С. Идил­лия в рус­ской и не­мец­кой ли­ри­ке се­ре­ди­ны XIX в. // Раз­ви­тие жан­ров рус­ской ли­ри­ки кон­ца XVIII–XIX вв. Куй­бы­шев, 1990; Пум­пян­ский Л. В. Го­голь // Пум­пян­ский Л. В. Клас­си­че­ская тра­ди­ция. М., 2000.

Вернуться к началу