ИДИ́ЛЛИЯ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИДИ́ЛЛИЯ (греч. εἰδύλλιον – картинка), литературный жанр. Термин был впервые употреблён в 1 в. до н. э. в схолиях к Феокриту. Латинизированную форму – «idyllia» (мн. ч. от «idyllium») использовал Плиний Младший в своих «Письмах» (IV, 14, 9), говоря о собственных стихотворных произведениях небольшого объёма.
Истоки И. – в буколике Феокрита, однако формированию жанрового канона способствовали эклоги подражавшего Феокриту Вергилия. Если у Феокрита описывались реальные острова Сицилия и Кос, а его грубоватые и смешные, хотя и слегка идеализированные, пастухи были похожи на сицилийских и косских рабов-козопасов, то Вергилий перенёс действие в идеализированную Аркадию. Пастушеская поэзия Вергилия оказала решающее влияние на развитие жанра западноевропейской пасторали вплоть до 18 в.
В 18 – нач. 19 вв. происходит переосмысление жанра, решающую роль в котором сыграло творчество С. Геснера (сб. «Идиллии», 1756): образцом становится Феокрит, понятый как поэт «естественный», а не «грубый», каковым он считался до тех пор. Отныне с И. связывается изображение «естественного» человека в гармонии с природой и на фоне не условного, как прежде, но национально окрашенного пейзажа: «простонародные» идиллии И. П. Хебеля («Овсяный кисель», 1803, рус. пер. В. А. Жуковского, 1818, и др.), произведения Ф. Мюллера, И. Г. Фосса, М. Устери, К. Ф. Броннера и др. В России к жанру И. обращались в 1-й пол. 19 в. В. И. Панаев, сб. которого «Идиллии» (1820) стал поводом для развернувшейся полемики о возможности создания И. на отеч. материале; Н. И. Гнедич, героизировавший образ совр. ему рус. крестьянина («Рыбаки», 1822); Ф. Н. Глинка, экспериментировавший в духе нравоучит. «простонародной» И., а затем обратившийся к дохристианским временам («славянская идиллия» «Болезнь Милавы», 1823). И. преим. «во вкусе древних», создавая стилизации античного жанра, писали А. А. Дельвиг, а также П. А. Катенин («Идиллия», 1835), предложившие вместе с тем и свои варианты «простонародной» И.: «Отставной солдат» (1829) Дельвига; «Дура» (1835; опубл. в 1911) Катенина.
В нач. 19 в. жанр начинает трактоваться в расширительном смысле. В 1804 Жан Поль определяет И. как «эпическое изображение полноты счастья в ограничении» при полном безразличии «сцены, на которой разыгрывается действие» (Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981. С. 263, 266). И. рассматривается как разновидность совр. эпоса, обратившегося к «ограниченным частным, домашним обстоятельствам в деревне и провинциальных городах» [Гегель о «Луизе» Фосса (1784) и «Германе и Доротее» И. В. Гёте (1797) // Гегель Г. В. Ф. Соч. М.; Л., 1958. Т. 14. С. 288–289], а также как «известное настроение ума, способ чувствования» (Гумбольдт В. фон. Эстетические опыты. Первая часть. О «Германе и Доротее» Гёте // Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. M., 1985. C. 244). Интерес эпохи, в идеологич. поле которой вошла тема индивидуального человеческого бытия, совпал с интересами жанра, изначально обращённого к приватному существованию: И. предстала как поэзия счастливого быта, «оправдание телесной реальности счастьем её» (Л. В. Пумпянский). В этом новом, расширительном смысле идилличны большинство дружеских посланий нач. 19 в. («Евгению. Жизнь Званская» Г. Р. Державина, 1807; «Мои пенаты» К. Н. Батюшкова, 1811–1812), а также многочисл. поэтич. «похвалы сельской жизни» (вплоть до пушкинской «Осени», 1833) и «призывания в деревню». Счастливый идиллич. быт окружает семью Лариных в «Евгении Онегине» Пушкина (1823–30), героев повести Гоголя «Старосветские помещики» (1835), Обломова в одноим. романе И. А. Гончарова (1859), семейство Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (1863–69).