ЭКЛО́ГА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭКЛО́ГА (лат. ecloga, от греч. ἐϰλογή – выборка, собрание), литературный жанр. В античности так первоначально обозначалось отдельное («избранное») стихотворение небольшого объёма и произвольного содержания. Такое название в большинстве рукописей имел сб. «Буколики» Вергилия, объединивший произведения, написанные в подражание идиллиям Феокрита; после него понятие Э. закрепляется за произведениями преим. (но не только) буколической, пастушеской тематики. Э., как она сложилась в творчестве Вергилия, оказала решающее воздействие на пасторальную традицию последующих веков; в ней получили оформление черты жанрового канона, которые сохранялись вплоть до 18 в.: условные пастухи условной Аркадии, служащие для выражения некоторого, не имеющего прямого отношения к их пастушескому состоянию смысла. Такому восприятию жанра в немалой степени способствовала комментаторская традиция со времён Сервия (4 в.), предположившего, что под именем Титира в первой Э. (а именно с неё веками начиналось обучение лат. языку) поэт подразумевает себя, а пасторальная umbra (тень) над отдыхающим Титиром знаменует покровительство имп. Августа. Окончательно оформляется у Вергилия и характерный пасторальный топос – идеальный ландшафт, «locus amoenus» («приятный уголок»), который у Феокрита с его изобилующими природными подробностями описаниями, содержащими упоминания птиц, насекомых, разных трав, цветов и деревьев, был ещё вполне реальным пейзажем. Этот топос, впервые выделенный Э. Р. Курциусом, включает в себя дерево или группу деревьев, луг, ручей; к ним могут быть добавлены пение птиц, цветы, лёгкое дуновение ветерка. На этом условном природном фоне и будет разыгрываться действо новоевропейской пасторали.
Понятие Э. сохраняет в совр. литературе весь комплекс накопленных многовековой историей жанра ассоциаций; напр., «Полевая эклога» (1963), «Эклога 4-я (зимняя)» (1980) и «Эклога 5-я (летняя)» (1981) И. А. Бродского.