БРО́ДСКИЙ ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРО́ДСКИЙ Иосиф Александрович (24.5.1940, Ленинград – 28.1.1996, Нью-Йорк; похоронен на кладбище Сан-Микеле, Венеция), рус. поэт. Родился в евр. семье; отец служил во флоте, был фотографом и журналистом. Не завершив среднего образования, Б. сменил множество мест службы: работал на маяке одного из островов в Финском зал., был помощником прозектора в морге, ездил в геологические экспедиции; позже занимался поэтическими переводами. Писать стихи начал с 16 лет, однако впоследствии относил начало своего творчества лишь к 1960 («Сад», «Рождественский романс»). В этот период Б. сблизился с молодыми ленинградскими поэтами – Е. Б. Рейном, которого Б. считал своим учителем, Д. В. Бобышевым, А. Г. Найманом; познакомился с А. А. Ахматовой, с которой в дальнейшем был связан дружбой. Тогда же Б. начал знакомиться с англ. поэзией (в т. ч. метафизической школы 17 в., а также с поэзией 20 в.), повлиявшей на его творчество. С нач. 1960-х гг. Б., наряду с лирич. стихотворениями, писал поэмы, тяготеющие к крупным формам («Шествие», 1961; «Большая элегия Джону Донну», «Исаак и Авраам», обе 1963; «Столетняя война», не окончена, 1964–65; в этом же ряду – более поздняя поэма «Осенний крик ястреба», 1975). Стихи Б. (первый авторский сб. «Стихотворения и поэмы», 1965; сб. «Остановка в пустыне», 1970) публиковались за границей. В нач. 1964 был арестован по инспирированному КГБ обвинению в «тунеядстве», приговорён к высылке из Ленинграда на пять лет и принудительному труду (протокол суда получил широкое хождение в самиздате, а затем был опубликован за границей). В дер. Норенская Архангельской обл. Б., стоически переносивший тяготы ссылки, создал множество лирич. стихотворений, начал одно из самых сложных своих произведений – метафизич. поэму «Горбунов и Горчаков» (1965–68), восходящую к опыту пребывания в психиатрич. больнице, куда он был направлен судом на экспертизу. В борьбе за освобождение Б. принимали участие А. А. Ахматова, К. И. и Л. К. Чуковские, С. Я. Маршак и мн. др. деятели культуры; осенью 1965 Б. вернулся в Ленинград. В 1972 Б. эмигрировал в США, преподавал в ряде университетов и колледжей, жил в Нью-Йорке. В эмиграции Б., не оставляя поэтич. творчества на рус яз., писал очерки и эссе на англ. яз. (в т. ч. предисловия к изданиям мн. поэтов), опубликованные также двумя отд. книгами. В России произведения Б. и лит-ра о нём издавались с кон. 1980-х гг.
Б. в значит. мере является продолжателем «петербургских» традиций рус. поэзии, нашедших выражение, в частности, в акмеизме. Изначально тяготея к классич. формам («Я заражён нормальным классицизмом»), Б. в дальнейшем пользуется более свободными метрич. формами акцентного, тактового и интонационного стиха, позволяющими организовывать необычайно сложные синтаксич. конструкции, разрабатывает изощрённую строфику («Бабочка», 1972); прибегает к барочной образности и причудливой метафорике. Филос.-религ. тональность сочетается в поэзии и прозе Б. с иронией, а также с необычайной зоркостью и доходящим до гиперреализма вниманием к деталям, унаследованным одновременно от акмеизма и от англ. поэзии (при этом Б., указывая на огромное значение для него личности А. А. Ахматовой, отрицал её влияние в пользу М. И. Цветаевой, с которой его сближает страстность поэтич. интонации).
В годы эмиграции Б. разрабатывает в своём творчестве индивидуальный ностальгич. миф, по масштабам сравнимый с набоковским. Вслед за акмеистами с их «тоской по мировой культуре» Б. претворяет в поэзии и прозе вечные темы европ. наследия – имперского Рима и Византии, Венеции, Флоренции, Петербурга, англ. истории; в то же время построенное на формулах сниженной устной речи стих. «Представление» (1986), так же как и неоконченный цикл «Из школьной антологии» (1966–69), может служить своего рода «энциклопедией российско-советской жизни». В своих лит.-теоретич. высказываниях, в т. ч. в Нобелевской речи, Б. развивает мысль о подчинении поэта диктату языка: поэтич. творчество – высшая форма существования языка, которую поэт лишь выявляет. Нобелевская пр. (1987).