АКМЕИ́ЗМ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АКМЕИ́ЗМ (от греч. ἀϰμή – высшая степень, вершина, остриё), направление в рус. поэзии 1910-х гг., противопоставившее себя как уходящему символизму, так и утверждавшемуся футуризму. Зарождение А. связано с деятельностью созданного Н. С. Гумилёвым в С.-Петербурге лит. объединения «Цех поэтов» (1911–14), в которое вошли также С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут и др. В дальнейшем к ним присоединились т. н. младшие акмеисты: Г. В. Адамович, Г. В. Иванов, И. В. Одоевцева, Н. А. Оцуп и др. Печатались первоначально в ж. «Аполлон», в 1912–13 издавали ж. «Гиперборей». В программных статьях Гумилёва («Наследие символизма и акмеизм», 1913), Городецкого («Некоторые течения в современной русской поэзии», 1913), Мандельштама («Утро акмеизма», 1913, опубл. в 1919) провозглашались изгнание из поэзии мистицизма, возвращение слову его изначального смысла, обращение к вещной конкретности бытия. Декларированные принципы, однако, не всегда последовательно соблюдались, а зачастую и противоречили поэтич. практике членов группы. Большое влияние на акмеистов оказало творчество И. Ф. Анненского, В. Я. Брюсова, а также М. А. Кузмина, статья которого «О прекрасной ясности» (1910) отразилась в эстетич. концепциях А. Др. название А. – адамизм (указывающее на то, что поэт, подобно первому человеку Адаму, обладает правом первоназывания вещей).