Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АХМА́ТОВА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 575-576

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Богомолов
А. Ахматова. Портрет работы К. С. Петрова-Водкина. 1922. Русский музей (С.-Петербург).

АХМА́ТОВА (псевд.; наст. фам. Го­рен­ко, в за­му­же­ст­ве Гу­ми­лё­ва) Ан­на Ан­д­ре­ев­на [11(23).6.1889, Боль­шой Фон­тан, близ Одес­сы – 5.3.1966, До­мо­де­до­во, под Мо­ск­вой; по­хо­ро­не­на в пос. Ко­ма­ро­во Ле­нингр. обл.], рус. по­этес­са. Отец – флот­ский ин­же­нер-ме­ха­ник; мать – из ста­ро­го дво­рян­ско­го ро­да. Дет­ские го­ды А. про­ве­ла в Цар­ском Се­ле, гим­на­зию окон­чи­ла в Кие­ве (1907), там же учи­лась на юри­дич. от­де­ле­нии Выс­ших жен­ских кур­сов (1908–10). В 1910–18 за­му­жем за Н. С. Гу­ми­лё­вым. В 1910 и 1911 бы­ла в Па­ри­же (где близ­ко по­зна­ко­ми­лась с худ. А. Мо­диль­я­ни), в 1912 – в Ита­лии. В 1912 у А. ро­дил­ся сын – Л. Н. Гу­ми­лёв. В 1918–21 за­му­жем за ас­си­рио­ло­гом и по­этом В. К. Ши­лей­ко. Сти­хи пи­са­ла с дет­ст­ва; в со­хра­нив­ших­ся ран­них опы­тах чув­ст­ву­ет­ся влия­ние но­вой рус­ской (осо­бен­но А. А. Бло­ка и В. Я. Брю­со­ва) и фран­цуз­ской (от Ш. Бод­ле­ра до Ж. Ла­фор­га) по­эзии. Пер­вая пуб­ли­ка­ция – в ж. «Си­ри­ус» (1907), из­да­вав­шем­ся Н. С. Гу­ми­лё­вым в Па­ри­же. С 1910 вхо­ди­ла в круг В. И. Ива­но­ва, с 1911 пе­ча­та­лась в ж. «Апол­лон». Бы­ла сек­ре­та­рём «Це­ха по­этов» с мо­мен­та воз­ник­но­ве­ния до рос­пус­ка. Уча­ст­во­ва­ла в груп­пе ак­меи­стов (см. Ак­ме­изм). Сти­хи 1910–11 со­ста­ви­ли кн. «Ве­чер» (1912, пре­ди­сло­вие М. А. Куз­ми­на). Об­раз совр. жен­щи­ны, воз­ник­ший в этих «бед­ных сти­хах пус­тей­шей де­воч­ки», как на­зы­ва­ла их са­ма А., был вос­при­нят чи­та­те­ля­ми и кри­ти­кой с глу­бо­ким ин­те­ре­сом. Од­но­вре­мен­но вы­со­кую оцен­ку по­лу­чи­ло по­этич. свое­об­ра­зие её ли­ри­ки: «со­че­та­ние тон­чай­ше­го пси­хо­ло­гиз­ма с пе­сен­ным ла­дом» (О. Ман­дель­штам), «днев­ни­ко­вость», сво­бод­но пе­ре­хо­дя­щая в фи­лос. раз­мыш­ле­ния, пе­ре­не­се­ние в по­эзию приё­мов клас­сич. про­зы 19 в., безу­преч­ное вла­де­ние все­ми воз­мож­но­стя­ми рус. сти­ха. Вто­рая кни­га сти­хов, «Чёт­ки» (1913), да­ла по­вод го­во­рить о транс­фор­ма­ции об­раза ли­рич. ге­рои­ни, на­де­ляе­мой не­обык­но­вен­ной си­лой ду­ха, го­тов­но­стью пре­одо­леть все вы­па­даю­щие на её до­лю ис­пы­та­ния, ощу­ще­ни­ем осо­бо­го ис­то­рич. пред­на­зна­че­ния сво­ей стра­ны. Ста­тью Н. В. Не­доб­ро­во «Ан­на Ах­ма­то­ва» (1915), где эти чер­ты оп­ре­де­ля­лись впер­вые, А. до кон­ца жиз­ни счи­та­ла пред­ска­за­ни­ем сво­ей творч. эво­лю­ции. В трёх сле­дую­щих кни­гах сти­хов («Бе­лая стая», 1917; «По­до­рож­ник», 1921; «Anno Do­mini MCMXXI», 1921) ут­вер­жда­ет­ся ис­то­ризм ху­дож. мыш­ле­ния, ор­га­ни­че­ская связь с тра­ди­ция­ми рус. по­эзии, осо­бен­но пуш­кин­ской эпо­хи. От­кры­тая гра­ж­дан­ст­вен­ность по­эзии А., а так­же на­ме­рен­ная за­га­доч­ность мн. сти­хо­тво­ре­ний, в ко­то­рых со­вре­мен­ни­ки ус­мат­ри­ва­ли про­ти­во­стоя­ние ужа­сам со­вре­мен­но­сти, при­ве­ли по­этес­су к столк­но­ве­ни­ям с вла­стью. На про­тя­же­нии 1925–39 её сти­хи не пе­ча­та­лись, пи­са­ла она не­мно­го, за­ни­ма­ясь пре­им. изу­че­ни­ем твор­че­ст­ва А. С. Пуш­ки­на.

Ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ские шту­дии А., при со­блю­де­нии пол­ной на­уч. кор­рект­но­сти (мн. вы­во­ды её ра­бот при­зна­ны учё­ны­ми), бы­ли тес­но свя­за­ны с раз­мыш­ле­ния­ми о тра­гиз­ме по­эзии 20 в. Аресты третье­го (с 1922) му­жа, ис­кус­ст­во­ве­да Н. Н. Пу­ни­на, и Л. Гумилёва стали толч­ком к соз­да­нию цик­ла стих. «Ре­к­ви­ем», ко­то­рый А. дол­гое вре­мя опа­са­лась до­ве­рить бу­ма­ге (1935–40; опубл. за ру­бе­жом в 1963, в Рос­сии в 1987). При­бли­зи­тель­но с 1936 на­чал­ся но­вый подъ­ём в твор­че­ст­ве А.: скла­ды­ва­ет­ся окон­ча­тель­но не за­вер­шён­ная кн. сти­хов «Тро­ст­ник», в 1940 соз­дан пер­вый ва­ри­ант «По­эмы без ге­роя», вос­соз­даю­щей ат­мо­сфе­ру Се­реб­ря­но­го ве­ка (ра­бо­та над поэмой про­дол­жа­лась вплоть до смер­ти А.). В 1940–46 сти­хи А. час­то пуб­ли­куют­ся, вы­хо­дит сб. «Из шес­ти книг» (1940), пат­рио­тич. сти­хо­тво­ре­ния пе­рио­да Вел. Отеч. вой­ны вы­зы­ва­ют одоб­рит. ре­ак­цию сов. кри­ти­ки. Од­на­ко по­ста­нов­ле­ние ЦК ВКП(б) «О жур­на­лах "Звез­да" и "Ле­нин­град"» (1946) по­слу­жи­ло на­ча­лом трав­ли А. Она бы­ла ис­клю­че­на из Сою­за пи­са­те­лей, за ней ве­лась слеж­ка, её ос­ме­ли­ва­лись под­дер­жи­вать толь­ко не­мно­гие дру­зья. По­сле аре­ста сы­на в 1949, стре­мясь спа­сти его жизнь, вы­ну­ж­де­на бы­ла на­пи­сать и опуб­ли­ко­вать ка­зён­ные про­слав­ле­ния И. В. Ста­ли­на и боль­ше­виз­ма. Вме­сте с тем А. пи­са­ла тра­гич. сти­хи, опуб­ли­ко­ван­ные на ро­ди­не толь­ко по­сле её смер­ти. Воз­вра­ще­ние А. в ли­те­ра­ту­ру ста­ло воз­мож­ным лишь в кон. 1950-х гг. В 1958 и 1961 вы­хо­дят два сб-ка из­бран­ных сти­хо­тво­ре­ний, в 1965 – кни­га сти­хов «Бег вре­ме­ни». Ав­то­био­гра­фич. про­за А., ос­тав­шая­ся по боль­шей час­ти не­за­вер­шён­ной, бы­ла опуб­ли­ко­ва­на (как и её вос­по­ми­на­ния об А. Бло­ке, А. Мо­диль­я­ни и др.) лишь по­смерт­но. В 1964 А. по­лу­чи­ла итал. лит. пре­мию «Эт­на-Та­ор­ми­на», в 1965 из­бра­на поч. д-ром Окс­форд­ско­го ун-та. В по­след­ние го­ды жиз­ни она бы­ла ок­ру­же­на вни­ма­ни­ем млад­ших по­этов (сре­ди ко­то­рых осо­бен­но вы­де­ля­ла И. А. Брод­ско­го) и ис­сле­до­ва­те­лей.

Ин­тен­сив­ное ли­рич. пе­ре­жи­ва­ние, впи­сан­ное в ши­ро­кую эпи­чес­кую кар­тину не толь­ко Рос­сии 19–20 вв., но и всей че­ло­ве­че­ской ис­то­рии, не­раз­рыв­но свя­за­но у позд­ней А. с осоз­на­ни­ем соб­ст­вен­ной по­эзии как со­став­ной час­ти ми­ро­вой куль­ту­ры. Вме­сте с тем её по­эзия не­сёт в се­бе ес­те­ст­вен­ность че­ло­ве­че­ско­го чув­ст­ва, не ом­ра­чён­но­го тра­гиз­мом жиз­ни, в ко­то­рый оно по­гру­же­но. В луч­ших её ли­рич. сти­хах и в «По­эме без ге­роя» по­яв­ля­ет­ся «тай­на без крип­то­грам­мы», осо­бая уг­луб­лён­ность об­ра­зов, мно­го­чис­лен­ные, то лег­ко уз­на­вае­мые, то ед­ва за­мет­ные от­сыл­ки к разл. куль­тур­ным пла­стам, со­еди­не­ние ка­жу­щей­ся про­сто­ты сло­вес­ной струк­ту­ры с ма­ги­ей рит­ма и слож­ны­ми се­ман­ти­че­ски­ми по­строе­ния­ми, не­ред­ко вос­хо­дя­щи­ми к искусству аван­гар­диз­ма. Про­изве­де­ния Ахматовой пе­ре­ве­де­ны на мно­гие язы­ки.

Соч.: [Соч.]: В 5 кн. М., 1989; Соч.: В 2 т. М., 1990; За­пис­ные книж­ки А. Ах­ма­то­вой (1958–1966). М.; Torino, 1996; Собр. соч.: В 7 т. М., 1998–2004.

Лит.: Эй­хен­ба­ум БМ. А. Ах­ма­то­ва. Опыт ана­ли­за // Эй­хен­ба­ум Б. М. О по­эзии. Л., 1969; Жир­мун­ский В. М. Твор­че­ст­во А. Ах­ма­то­вой. Л., 1973; Ви­но­гра­дов ВВ. О по­эзии А. Ах­ма­то­вой (Сти­ли­сти­че­ские на­бро­ски) // Ви­но­гра­дов ВВ. По­эти­ка рус­ской ли­те­ра­ту­ры. М., 1976; Кац Б., Ти­мен­чик Р. Ах­ма­то­ва и му­зы­ка. Л., 1989; Ах­ма­тов­ский сбор­ник. Па­риж, 1989; Об А. Ах­ма­то­вой. Л., 1990; Вос­по­ми­на­ния об А. Ах­ма­то­вой. М., 1991; Чу­ков­ская Л. За­пис­ки об А. Ах­ма­то­вой: В 3 т. М., 1997; Лук­ниц­кий ПН. Acumiana: Встре­чи с А. Ах­ма­то­вой. P., 1991–1997. Т. 1–2; Чер­ных В. А. Ле­то­пись жиз­ни и твор­че­ст­ва А. Ах­ма­то­вой. М., 1996–2003. Ч. 1–4; А. Ах­ма­то­ва: Pro et contra. Ан­то­ло­гия. СПб., 2001. Т. 1.

Вернуться к началу