АХМА́ТОВА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АХМА́ТОВА (псевд.; наст. фам. Горенко, в замужестве Гумилёва) Анна Андреевна [11(23).6.1889, Большой Фонтан, близ Одессы – 5.3.1966, Домодедово, под Москвой; похоронена в пос. Комарово Ленингр. обл.], рус. поэтесса. Отец – флотский инженер-механик; мать – из старого дворянского рода. Детские годы А. провела в Царском Селе, гимназию окончила в Киеве (1907), там же училась на юридич. отделении Высших женских курсов (1908–10). В 1910–18 замужем за Н. С. Гумилёвым. В 1910 и 1911 была в Париже (где близко познакомилась с худ. А. Модильяни), в 1912 – в Италии. В 1912 у А. родился сын – Л. Н. Гумилёв. В 1918–21 замужем за ассириологом и поэтом В. К. Шилейко. Стихи писала с детства; в сохранившихся ранних опытах чувствуется влияние новой русской (особенно А. А. Блока и В. Я. Брюсова) и французской (от Ш. Бодлера до Ж. Лафорга) поэзии. Первая публикация – в ж. «Сириус» (1907), издававшемся Н. С. Гумилёвым в Париже. С 1910 входила в круг В. И. Иванова, с 1911 печаталась в ж. «Аполлон». Была секретарём «Цеха поэтов» с момента возникновения до роспуска. Участвовала в группе акмеистов (см. Акмеизм). Стихи 1910–11 составили кн. «Вечер» (1912, предисловие М. А. Кузмина). Образ совр. женщины, возникший в этих «бедных стихах пустейшей девочки», как называла их сама А., был воспринят читателями и критикой с глубоким интересом. Одновременно высокую оценку получило поэтич. своеобразие её лирики: «сочетание тончайшего психологизма с песенным ладом» (О. Мандельштам), «дневниковость», свободно переходящая в филос. размышления, перенесение в поэзию приёмов классич. прозы 19 в., безупречное владение всеми возможностями рус. стиха. Вторая книга стихов, «Чётки» (1913), дала повод говорить о трансформации образа лирич. героини, наделяемой необыкновенной силой духа, готовностью преодолеть все выпадающие на её долю испытания, ощущением особого историч. предназначения своей страны. Статью Н. В. Недоброво «Анна Ахматова» (1915), где эти черты определялись впервые, А. до конца жизни считала предсказанием своей творч. эволюции. В трёх следующих книгах стихов («Белая стая», 1917; «Подорожник», 1921; «Anno Domini MCMXXI», 1921) утверждается историзм худож. мышления, органическая связь с традициями рус. поэзии, особенно пушкинской эпохи. Открытая гражданственность поэзии А., а также намеренная загадочность мн. стихотворений, в которых современники усматривали противостояние ужасам современности, привели поэтессу к столкновениям с властью. На протяжении 1925–39 её стихи не печатались, писала она немного, занимаясь преим. изучением творчества А. С. Пушкина.
Литературоведческие штудии А., при соблюдении полной науч. корректности (мн. выводы её работ признаны учёными), были тесно связаны с размышлениями о трагизме поэзии 20 в. Аресты третьего (с 1922) мужа, искусствоведа Н. Н. Пунина, и Л. Гумилёва стали толчком к созданию цикла стих. «Реквием», который А. долгое время опасалась доверить бумаге (1935–40; опубл. за рубежом в 1963, в России в 1987). Приблизительно с 1936 начался новый подъём в творчестве А.: складывается окончательно не завершённая кн. стихов «Тростник», в 1940 создан первый вариант «Поэмы без героя», воссоздающей атмосферу Серебряного века (работа над поэмой продолжалась вплоть до смерти А.). В 1940–46 стихи А. часто публикуются, выходит сб. «Из шести книг» (1940), патриотич. стихотворения периода Вел. Отеч. войны вызывают одобрит. реакцию сов. критики. Однако постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» (1946) послужило началом травли А. Она была исключена из Союза писателей, за ней велась слежка, её осмеливались поддерживать только немногие друзья. После ареста сына в 1949, стремясь спасти его жизнь, вынуждена была написать и опубликовать казённые прославления И. В. Сталина и большевизма. Вместе с тем А. писала трагич. стихи, опубликованные на родине только после её смерти. Возвращение А. в литературу стало возможным лишь в кон. 1950-х гг. В 1958 и 1961 выходят два сб-ка избранных стихотворений, в 1965 – книга стихов «Бег времени». Автобиографич. проза А., оставшаяся по большей части незавершённой, была опубликована (как и её воспоминания об А. Блоке, А. Модильяни и др.) лишь посмертно. В 1964 А. получила итал. лит. премию «Этна-Таормина», в 1965 избрана поч. д-ром Оксфордского ун-та. В последние годы жизни она была окружена вниманием младших поэтов (среди которых особенно выделяла И. А. Бродского) и исследователей.
Интенсивное лирич. переживание, вписанное в широкую эпическую картину не только России 19–20 вв., но и всей человеческой истории, неразрывно связано у поздней А. с осознанием собственной поэзии как составной части мировой культуры. Вместе с тем её поэзия несёт в себе естественность человеческого чувства, не омрачённого трагизмом жизни, в который оно погружено. В лучших её лирич. стихах и в «Поэме без героя» появляется «тайна без криптограммы», особая углублённость образов, многочисленные, то легко узнаваемые, то едва заметные отсылки к разл. культурным пластам, соединение кажущейся простоты словесной структуры с магией ритма и сложными семантическими построениями, нередко восходящими к искусству авангардизма. Произведения Ахматовой переведены на многие языки.