КУЗМИ́Н МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУЗМИ́Н Михаил Алексеевич [6(18).10.1872, Ярославль – 1.3.1936, Ленинград], рус. поэт, прозаик, переводчик, композитор, худож. критик. Дворянин. До 1884 жил в Саратове, затем в С.-Петербурге. Учился в С.-Петерб. конс. (1891–94) у А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова. Совершил путешествия в Египет (1895) и в Италию (1897), оказавшие воздействие на его творчество. В кон. 1890-х – нач. 1900-х гг. был тесно связан со старообрядцами. Дебютировал в печати в 1898 (нотная публикация «Три романса» на стихи Р. Сюлли-Прюдома, Д. С. Мережковского и свои собств.). В 1900-х – 1910-х гг. написал неск. вокальных циклов на свои стихи; наибольшую известность из них приобрёл цикл «Александрийские песни» (1905–08; с нотами изд. в 1921). С сер. 1900-х гг. принимал участие в «Вечерах современной музыки», «воскресеньях» Ф. К. Сологуба, «средах» В. И. Иванова, постановках театра В. Ф. Комиссаржевской. Автор музыки к драмам А. А. Блока «Балаганчик» (1906; пост. в 1906), «Незнакомка» (1911; пост. в 1914, обе – в режиссуре В. Э. Мейерхольда) и «Роза и крест» (1913), оперы «Евлогий и Ада» (не пост.), оперетт («Забава дев», «Женская верность, или Возвращение Одиссея», обе пост. 1911) и балетов («Одержимая принцесса», 1913; «Выбор невесты», 1916). Печатался в журналах «Весы», «Золотое руно», «Перевал», «Аполлон», а также в символистском изд-ве «Скорпион», однако эстетич. принципы символизма разделял лишь в малой степени. Скандальную славу К. принесла повесть «Крылья» (1906), шокировавшая читателей идеалистич. изображением гомосексуальной любви. Первый сб-к стихов «Сети» (1908) в своей осн. части построен как трилогия восхождения от любви обманной к подлинной, являющей собой аналог божественной. К раннему периоду творчества К. относятся также сб-ки «Три пьесы» (1907; тираж конфискован), «Комедии» (1908), прозаич. стилизации античной прозы и зап.-европ. лит-ры 18 в. (повесть «Приключения Эме Лебефа», 1907, и др.), а также произведения на совр. тему [рассказ «Картонный домик» (1907) – о театре Комиссаржевской, и др.]. В 1910 в программной ст. «О прекрасной ясности» выдвинул эстетич. принцип «кларизма» (логически ясной формы, обладающей чёткой структурой), получивший развитие в худож. концепции акмеистов (см. Акмеизм). Сб-к стихов «Осенние озёра» (1912) закрепил за К. репутацию мастера, свободно владеющего всеми стиховыми формами (от верлибра до сложных строфич. построений и имитаций античного стиха) и виртуозно, с полной интонационной свободой сочетающего разл. пласты поэтич. языка – от изысканно-галантного до простонародного.
В 1912 произошло размежевание К. с В. И. Ивановым, В. Я. Брюсовым и Н. С. Гумилёвым, а в их лице – с символизмом и зарождающимся в это время акмеизмом. Произведения 1912–15, в значит. степени ориентированные на массового читателя, построены на упрощении смысловой структуры, узнавании общеизвестного (поэтич. сб. «Глиняные голубки», 1914; сб-к рассказов «Зелёный соловей», 1915). После 1916 творчество К. вновь тяготеет к сложности: появляются намеренно затемнённые произведения, содержащие аллюзии из разл. эпох и культур; возникает некое подобие зауми. Вершина поэзии этого периода – изданная в Берлине кн. стихов «Параболы» (1923).
К. с энтузиазмом воспринял Окт. революцию 1917, но вскоре разочаровался в сов. власти. До 1924 активно печатался, в т. ч. как муз. критик (ст. в сб. «Условности. Статьи об искусстве», 1923). Последняя прижизненная книга К. – «Форель разбивает лёд» (1929): этот стихотв. сб-к сюжетных циклов (или поэм), основанный на сложных ассоциативных связях, затрагивающих лит-ру и кинематограф, театр и живопись, оказал серьёзное воздействие на позднейшую поэзию (в частности, «Поэму без героя» А. А. Ахматовой). В ряде оставшихся неопубликованными небольших прозаич. произведений 1920-х гг. («Печка в бане», «Пять разговоров и один случай») К. предвосхитил творчество участников группы ОБЭРИУ. Переводил произведения Апулея, Дж. Г. Байрона, И. В. Гёте, Гомера, У. Шекспира; был мастером эквиритмич. перевода (поэтич. тексты «Песни о Земле» Г. Малера; либретто опер «Водовоз» Л. Керубини, «Воццек» А. Берга). Стихи К., в т. ч. написанные для его собств. вокальных циклов, были положены на музыку А. Н. Александровым, В. А. Дукельским, А. С. Лурье. В России произведения К. вновь начали издаваться с 1989.