ЗА́УМЬ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗА́УМЬ (заумный язык), 1) лишённая смыслового значения речь, в которой отношение между означающим и означаемым либо не существует, либо устанавливается произвольно и каждый раз заново. См. также Глоссолалия. 2) У рус. поэтов-футуристов (см. Футуризм) – эксперим. поэтич. язык, строящийся на звукоподражаниях, произвольных звукосочетаниях и алогических словопреобразованиях. Введение термина «З.» разными исследователями приписывается либо А. Е. Кручёных, либо В. В. Хлебникову. Впервые «заумный язык» упоминается в их манифесте 1913 «Слово как таковое». Первые образцы заумной поэзии – стихотворения Кручёных «Дыр бул щыл» (1913) и Хлебникова «Бобэоби пелись губы...» (1913). В декларации «Наша основа» (1919) Хлебников определяет заумный язык как «находящийся за пределами разума». В теории заумного языка прослеживается наличие двух осн. линий, которые условно могут быть обозначены как линия Хлебникова (Хлебников и А. В. Туфанов) и линия Кручёных (Кручёных, В. В. Каменский и частично И. Терентьев). Хлебников пытался обнаружить законы прямой взаимозависимости звучания и смысла и, основываясь на них, создать новый поэтич. язык, над которым не тяготело бы «бытовое значение слова». Языковое творчество он понимал как интуитивное постижение глубинных оснований языка, утверждал вслед за А. Е. Кручёных, что у звуков есть значения, которые могут быть открыты и сформулированы (ряд таких значений предложил в поэме «Зангези», 1922). Заумные стихи футуристов во многом предвосхитили работы лингвистов по фоносемантике; проведённый М. В. Пановым анализ показывает, что в этих стихах интуитивно угадана одна из акустич. классификаций звуков речи и благодаря использованию только высоких и низких звуков создаются узнаваемые, считываемые звукообразы.