ИВА́НОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИВА́НОВ Вячеслав Иванович [16(28).2.1866, Москва – 16.6.1949, Рим], рус. поэт, критик, филолог, историк. Сын мелкого чиновника. По завершении двух курсов историко-филологич. ф-та Московского ун-та уехал в Берлин, где окончил ун-т (1891) и, занимаясь под рук. О. Гиршфельда и Т. Моммзена, начал работу над диссертацией о рим. откупах. С женой и дочерью подолгу жил во Франции, Италии, где в 1894 познакомился с Л. Д. Шварсалон (1866–1907; как писательница известна под псевд. Зиновьева-Аннибал), ради которой оставил семью (вступил с ней в брак в 1899). Скитания по Европе (Германия, Франция, Швейцария, Италия, Англия, Греция) не позволили И. систематически заниматься наукой и защитить написанную по-латыни диссертацию (опубл. в 1910). С 1898 в периодике эпизодически печатались стихи И. Первый сборник стихов – «Кормчие звёзды» (1903): заданная уже в заглавии символика странствия, направляемого высшей силой, проявилась также в многочисл. мифологич. и историко-культурных аллюзиях, пронизывающих стихотворения сборника. Большинство критиков, отметив своеобразную стилистику (насыщенность славянизмами и др.) и общую эрудицию автора, не осознали смысловую цельность книги; высокую оценку ей дали лишь символисты, в первую очередь Д. С. Мережковский и В. Я. Брюсов. С 1904 И. – постоянный автор ж. «Весы»; символистское изд-во «Скорпион» выпустило его поэтич. сб. «Прозрачность» (1904). В 1903 И. читал лекционный курс по истории дионисийских культов в парижской Высшей школе обществ. наук (опубл. в 1904–05 под заглавиями «Эллинская религия страдающего бога» и «Религия Диониса»), в котором собств. филологич. штудии стали отправной точкой для религ.-филос. исканий автора, уже долгое время находившегося в диалоге с идеями Ф. Ницше. И. полагал, что Ницше, «возвративший миру Диониса», «понял дионисийское начало как эстетическое» («Ницше и Дионис», 1904), не сумев оценить его религ. смысл и не заметив родства между дионисийством и христианством.
Летом 1905 И. переехал в С.-Петербург, где его квартира, получившая назв. «башни» (находилась в верхнем этаже дома по ул. Таврической, 25), стала одним из гл. центров интеллектуальной жизни обеих столиц. В этот период И. – один из ведущих теоретиков рус. символизма; его программные статьи печатаются в ж. «Золотое руно». Теоретич. идеи И. 1900-х гг. нашли выражение в сб. статей «По звёздам» (1909). Отвергая первоначальное устремление европ. символизма к замкнутости в границах единичной личности, И. развивал идею преодоления индивидуализма, восхождения к «мистической соборности», достигаемого силой иск-ва как «всенародного мифотворчества» («О весёлом ремесле и умном веселии», 1907).
После смерти жены (1907) И. пережил увлечение оккультными практиками, усилившими его убеждённость в правоте собств. теорий теургич. преображения действительности; высшей ступенью худож. творчества он признавал «реалистический символизм», к которому относил творчество Данте, И. В. Гёте, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Ф. М. Достоевского. В кон. 1900-х гг. И. стремился к широкому распространению своих идей, создав «Поэтическую академию» (впоследствии «Об-во ревнителей художественного слова»). Претендуя на роль ведущей фигуры в ж. «Аполлон», стал одним из руководителей Христианской секции Религ.-филос. об-ва, профессором Высших женских курсов Н. П. Раева. Среди его слушателей – А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам, В. В. Хлебников, А. Н. Толстой. В ст. «Заветы символизма» (1910) И. дал окончат. формулировки своих представлений о роли этого движения в рус. лит-ре и о его внутр. эволюции. Значение И. как поэта было осознано большинством читателей после появления собрания стихов «Cor ardens» («Пламенеющее сердце», т. 1–2, 1911–12) и сб. «Лепта. Нежная тайна» (1912): благоприятную критич. реакцию обусловило преобладание «общепонятных» стихов, открыто лирических или связанных с событиями современности; за кажущейся холодностью и кристальной замкнутостью формы угадывается трагизм личных переживаний.
В 1913–17 И. обращался преим. к религ.-филос. публицистике (сб-ки статей «Борозды и межи», 1916; «Родное и вселенское», 1917), в центре которой – судьба России в годы 1-й мировой войны. Переживания кон. 1917 нашли отражение в трагич. поэтич. цикле «Песни смутного времени». И. участвовал в деятельности Нар. комиссариата по просвещению и Пролеткульта. Опубликовал отд. изданиями поэму «Младенчество» (1918) и трагедию «Прометей» (1919); широкой известностью пользовался цикл «Зимние сонеты» (1922) на совр. темы. После смерти в 1920 третьей жены (падчерицы И., В. К. Шварсалон) переехал в Баку, где был профессором ун-та, издал кн. «Дионис и прадионисийство» (1923). Внимание русской, а впоследствии и зарубежной аудитории привлекла кн. «Переписка из двух углов» (1921), составленная из переписки И. и М. О. Гершензона: диалог о судьбах культуры в эпоху революций стал отправной точкой для мн. филос. штудий его современников.
С 1924 жил в Италии, куда уехал по командировке Наркомпроса. В 1926 присоединился к католич. церкви, оговорив особую собств. позицию. Преподавал в Павии и Риме. На нем. яз. издал книгу о Ф. М. Достоевском («Dostojewskij», 1932). Поэтич. творчество итал. периода («Римские сонеты», 1924; «Римский дневник 1944 года») было собрано в посмертно изданной кн. «Свет вечерний» (1962). Последней прижизненной поэтич. книгой И. стала мелопея «Человек» (1915–19; опубл. в 1939): сложность её формального строения и образной системы отразила, по замыслу И., сложность духовной жизни человека как Божьего творения. С кон. 1920-х гг. и до конца жизни И. работал над грандиозной прозаической «Повестью о Светомире царевиче», которая должна была подвести итог его худож. и историософским исканиям (адекватность её завершения, выполненного О. А. Шор, подвергается сомнениям).