ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ (сокр. от «пролетарская культура»), культурно-просветительные и литературно-художественные организации пролетариата, появившиеся после Февральской революции 1917. Охватывали пролетарскую самодеятельность в разных областях иск-ва, в особенности в лит-ре и театре. На первом съезде [16(29)–19.10(1.11).1917] были объединены во Всероссийский П. По мысли ведущего теоретика П. – А. А. Богданова, опиравшегося на определение «классовой культуры», сформулированное Г. В. Плехановым, пролетарская культура, созданная исключительно силами рабочего класса без участия крестьянства и интеллигенции, должна была прийти на смену старой «буржуазной культуре». Наибольшей известностью пользовались поэты А. К. Гастев, В. В. Казин, В. Т. Кириллов, М. П. Герасимов, В. Д. Александровский, Н. Г. Полетаев, осн. темами поэзии которых стали прославление пролетария-творца, коллективного труда, мировой революции. Театры П. ставили перед собой, как правило, агитац. задачи, используя в постановках приёмы символизма, футуризма, цирковой эксцентриады и др. Среди наиболее значит. коллективов – возникшие в 1918 «Арена Пролеткульта» в Петрограде и Центр. театральная студия П. в Москве (в 1920 преобразована в 1-й Рабочий театр П., где работали С. М. Эйзенштейн, И. А. Пырьев, Э. П. Гарин, М. М. Штраух и др.). Формально просуществовав до 1932, П. утратил свою самостоятельность в 1920, когда постановлением ЦК РКП от 10 нояб. и резолюцией «О пролеткультах» от 1 дек. был подчинён Нар. комиссариату просвещения.