ШТРА́УХ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШТРА́УХ Максим Максимович [11(23).2.1900, Москва – 3.1.1974, там же], рос. актёр, нар. арт. СССР (1965). В 1917–1920 в Красной Армии. В 1921–24 актёр и режиссёр 1-го Рабочего театра Пролеткульта (Мамилюков-Проливной – «Мудрец» по мотивам пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского; Штумм – «Слышишь, Москва?» С. М. Третьякова, оба – в постановке С. М. Эйзенштейна). В 1925–29 ассистент режиссёра на фильмах Эйзенштейна. В 1929–31 в Театре им. Мейерхольда: Победоносиков, Присыпкин («Баня», «Клоп» В. В. Маяковского), Маржерет («Список благодеяний» Ю. К. Олеши). С 1932 в моск. Театре Революции (с 1943 Моск. театр драмы), в 1950–1957 в Малом театре, с 1958 в Моск. театре им. Вл. Маяковского. Среди ролей: Свеколкин («Обыкновенный человек» Л. М. Леонова), Репетилов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Ленин («Незабываемый 1919-й» В. В. Вишневского), Нароков («Таланты и поклонники» Островского). Поставил спектакли «Лестница славы» Э. Скриба и «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука (совм. с В. Н. Власовым и И. Ю. Шлепяновым; оба 1936), «Последние» М. Горького (1937), «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта (1960). Среди киноролей 1920–30-х гг.: агент полиции («Привидение, которое не возвращается»), Фёдор Цитронов («Строгий юноша»), доктор Айболит («Доктор Айболит»). В 1938 сыграл роль В. И. Ленина в ф. «Человек с ружьём» (по «рисунку», обозначенному Б. В. Щукиным), ставшую для него «пожизненной» («Выборгская сторона», «Яков Свердлов», «Его зовут Сухэ-Батор», «Рассказы о Ленине», «Ленин в Польше»). Ярко проявившееся в ранние годы эксцентрич., характерное начало актёрской индивидуальности Ш. нашло новое отражение в более поздних картинах «Юный Фриц», «Два бойца», «Дело № 306», «Ленинградская симфония», «Старинный водевиль», «Заговор обречённых». Одна из лучших работ – драматич. образ Тибо («Убийство на улице Данте»). Ленинская пр. (1959), Гос. пр. СССР (1949, 1951 – дважды). Награждён орденом Ленина (1970).