ГА́СТЕВ АЛЕКСЕЙ КАПИТОНОВИЧ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГА́СТЕВ Алексей Капитонович [26.9(8.10). 1882, Суздаль – 15.4.1939, Москва], рос. учёный и поэт, один из основоположников педагогики проф. образования и науч. организации труда в России. Во время учёбы в Московском учительском ин-те в 1901 вступил в РСДРП; исключён из ин-та за участие в уличной демонстрации. С 1900 активно участвовал в революц. движении, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В эмиграции (Париж) окончил Высшую школу социальных наук (1904). Вернулся в Россию в нач. 1905. В 1908 вышел из состава РСДРП [вновь вступил в ВКП(б) в 1931]. В тюрьмах и ссылке написал ряд лит. произведений: «Моя жизнь», «Мы всюду», т. н. «сибирскую фантазию» – «Экспресс» и др. Печатался с 1904 (рассказ «Проклятый вопрос»). После 1917 на профсоюзной и науч. работе. Организатор и руководитель Центр. ин-та труда при ВЦСПС (ЦИТ; 1920–38). В 1924–26 – зам. пред. Совета по науч. организации труда (НОТ) при Наркомате РКИ, в 1932–1936 – пред. Всесоюзного к-та стандартизации при СТО. Организатор акционерного об-ва «Установка» (1928), готовившего на хозрасчётных началах кадры для пром-сти.
Г. стремился создать индустриальную педагогику на основе идеи «социального инженеризма», построенного на изучении человека в трудовом процессе и тенденций развития произ-ва, социальном и трудовом экспериментировании. В 1921 в программной ст. «Наши задачи» Г. обозначил осн. методологич. принципы своего подхода к НОТ: решающими факторами развития организации труда являются техника и логика движения технологии, требующие для своей реализации новый тип работника; совр. произ-во предусматривает превращение каждого станка в исследоват. лабораторию, где разворачивался бы поиск всего нового, рационального, экономного; законы становления культуры труда определяются «методологией машинной работы с её аналитизмом… нормировкой».
Его идея воплотилась в «установочном методе ЦИТа». Предлагал ввести педагогику в «рамки инструкции», противопоставляя «субъективному искусству педагога» «объективное» воздействие «установок». Под «установкой» понималось формирование ориентаций личности, ведущих к автоматизму деятельности через «культурные установки», биоустановки» и др. По сути, Г. выдвинул идею алгоритмизации и программирования обучения и воспитания, предвосхитив идеи С. Пресси (1926) об обучающих автоматах. Наиболее полное воплощение установочный метод получил в доктрине «трудовых установок» («системе ЦИТа») – совокупности организаторских приёмов, навыков, «рефлексов», объединённых в динамичные комплексы движений, доведённых до автоматизма. Человек в системе Г. выступал как продукт среды. В то же время Г. считал, что автоматизм поведения не отрицает творч. начала, а создаёт для него необходимый рефлекторный базис. По методикам ЦИТа было подготовлено более 500 тыс. квалифициров. рабочих, на мн. предприятиях внедрена прогрессивная система организации труда и управления. Труды Г. способствовали становлению в России психологии труда, инженерной психологии и др. Награждён орденом Красного Знамени (1926).
В 1938 репрессирован; реабилитирован посмертно.