Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«АПОЛЛО́Н»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 116

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Тимченко

«АПОЛЛО́Н», се­рия амер. 3-ме­ст­ных кос­мич. ко­раб­лей (КК) для по­лё­тов на Лу­ну; про­грам­ма реа­ли­за­ции этих по­лё­тов. Про­грам­ма «А.» при­ня­та в 1961. Она пре­ду­смат­ри­ва­ла соз­да­ние КК «Апол­лон» и тя­жё­лой ра­ке­ты-но­си­те­ля (РН) «Са­турн-5», строи­тель­ст­во тех­нич. и стар­то­во­го ком­плек­са и пе­ре­обо­ру­до­ва­ние ко­манд­но-из­ме­рит. ком­плек­са управ­ле­ния по­лё­том. Для лёт­ной от­ра­бот­ки КК «А.» раз­ра­ба­ты­ва­лась так­же РН «Са­турн-1В» ср. клас­са с ис­поль­зо­ва­ни­ем 3-й сту­пе­ни РН «Са­турн-5».

Выведенный на околоземную орбиту «Аполлон» после перестроения: 1 – двигательный отсек; 2 – отсек экипажа; 3, 4 – посадочная и взлётная ступени лунной кабины соответственно.

КК «А.» (мас­са около 47 т, дли­на 17,68 м) со­сто­ит из лун­но­го ор­би­таль­но­го ко­раб­ля, или осн. бло­ка, и лун­но­го экс­пе­диц. мо­ду­ля, или лун­ной ка­би­ны (мас­са 14,7 т, дли­на 6,98 м). Осн. блок вклю­ча­ет в се­бя дви­га­тель­ный от­сек, от­сек эки­па­жа (ко­манд­ный мо­дуль), ко­то­рый яв­ля­ет­ся так­же и жи­лым от­се­ком, и спе­циа­ли­зир. мо­дуль для спус­ка на Зем­лю. Лун­ная ка­би­на со­сто­ит из взлёт­ной сту­пе­ни с ка­би­ной эки­па­жа и по­са­доч­ной сту­пе­ни (рис.). Осн. блок и лун­ная ка­би­на ос­на­ще­ны мар­ше­вым и неск. вспо­мо­га­тель­ны­ми ЖРД. Мар­ше­вый дви­га­тель пред­на­зна­чен для зна­чит. из­ме­не­ний тра­ек­то­рии дви­же­ния к Лу­не, кор­рек­ции се­ле­но­цен­трич. ор­би­ты и пе­ре­во­да КК с неё на тра­ек­то­рию по­лё­та к Зем­ле. Вспо­мо­га­тель­ные ЖРД обес­пе­чи­ва­ют ори­ен­та­цию и ма­нев­ри­ро­ва­ние КК в про­стран­ст­ве, а так­же не­зна­чит. кор­рек­ции тра­ек­то­рии.

От­сек эки­па­жа име­ет фор­му, обес­пе­чи­ваю­щую эф­фек­тив­ное тор­мо­же­ние в ат­мо­сфе­ре и управ­ле­ние дви­же­ни­ем по тра­ек­то­рии спус­ка. От аэ­ро­ди­на­мич. на­гре­ва при спус­ке от­сек пре­до­хра­ня­ет те­п­ло­вая за­щи­та. Трёх­ку­поль­ная па­ра­шют­ная сис­те­ма по­зво­ля­ет умень­шить ско­рость сни­же­ния до 8 м/с. Сис­те­ма жиз­не­обес­пе­че­ния осн. бло­ка рас­счи­та­на на ра­бо­ту в те­че­ние 14 сут (в по­след­них трёх по­лё­тах – до 16 сут). При стар­те и вы­ве­де­нии КК на ор­би­ту в ка­би­не под­дер­жи­ва­лась ат­мо­сфе­ра, со­стоя­щая из 60% ки­сло­ро­да и 40% азо­та; нахо­дясь на ор­би­те, кос­мо­нав­ты ды­ша­ли чис­тым ки­сло­ро­дом. Лун­ная ка­би­на гер­ме­тич­на, но ас­тро­нав­ты все­гда оде­ты в ска­фан­д­ры, при по­сад­ке и взлё­те они рас­по­ла­га­ют­ся в под­вес­ной сис­те­ме. Про­дол­жи­тель­ность ра­бо­ты сис­те­мы жиз­необес­пе­че­ния лун­ной ка­би­ны 36–49 ч (в по­след­них трёх по­лё­тах – до 84 ч). При вы­хо­де на Лу­ну кос­мо­нав­ты поль­зо­ва­лись ав­то­ном­ны­ми ран­це­вы­ми сис­те­ма­ми жиз­не­обес­пе­че­ния, ра­бо­та ко­то­рых рас­счи­та­на на 3–4 ч (позд­нее – до 8 ч).

В про­цес­се лёт­но-кон­ст­рук­тор­ских ис­пы­та­ний РН «Са­турн-5» и КК «А.» вы­пол­не­но 10 по­лё­тов: 6 бес­пи­лот­ных («А.-1» – «А.-6») и 4 пи­ло­ти­руе­мых («А.-7» – «А.-10»). За­пус­ки осу­ще­ст­в­ля­лись РН «Са­турн-1В» в око­ло­зем­ных по­лё­тах, в даль­них – РН «Са­турн-5». В 1969–72 со­стоя­лись 7 по­лё­тов к Лу­не («А.-11» – «А.-17»), из них 6 за­вер­ши­лись вы­сад­кой на Лу­ну, в од­ном из по­лё­тов («А.-13», 1970) из-за ава­рии сис­те­мы энер­го­снаб­же­ния осн. бло­ка экс­пе­ди­ция бы­ла от­ме­не­на, и КК дос­роч­но вер­нул­ся на Зем­лю.

Схе­ма по­лё­та КК «А.» на Лу­ну пре­ду­смат­ри­ва­ла вы­ход его на се­ле­но­цен­трич. ор­би­ту (выс. 110–115 км), пе­ре­ход двух ас­тро­нав­тов в лун­ную ка­би­ну, от­де­ле­ние ка­би­ны от осн. бло­ка и по­сад­ку её на по­верх­ность Лу­ны. По за­вер­ше­нии экс­пе­ди­ции взлёт­ная сту­пень лун­ной ка­би­ны стар­ту­ет с Лу­ны, ис­поль­зуя в ка­че­ст­ве пус­ко­во­го уст­рой­ст­ва по­са­доч­ную сту­пень, и сты­ку­ет­ся с осн. бло­ком. По­сле пе­ре­хо­да эки­па­жа в осн. блок по­след­ний раз­го­ня­ет­ся до вто­рой кос­мич. ско­ро­сти для воз­вра­ще­ния на Зем­лю, ос­та­вив взлёт­ную сту­пень у Лу­ны. При под­лё­те к Зем­ле от­сек эки­па­жа от­де­ля­ет­ся от осн. бло­ка, вхо­дит в ат­мо­сфе­ру и при­вод­ня­ет­ся в океа­не. По­лёт длит­ся 8–12 сут, рас­чёт­ное вре­мя пре­бы­ва­нии на Лу­не от 21,5 до 75 ч.

Пер­вы­ми людь­ми, сту­пив­ши­ми 21.7.1969 на по­верх­ность Лу­ны, ста­ли чле­ны эки­па­жа КК «А.-11» Н. Арм­ст­ронг и Э. Ол­д­рин (тре­тий чл. эки­па­жа М. Кол­линз ос­та­вал­ся в осн. бло­ке на око­ло­лун­ной ор­би­те). Для ис­сле­до­ва­ния Лу­ны и око­ло­лун­но­го про­стран­ст­ва на КК «А.» имел­ся ком­плект на­уч. обо­ру­до­ва­ния. Од­на из за­дач по­лё­тов со­стоя­ла в дос­тав­ке на Зем­лю об­раз­цов лун­но­го грун­та. В лун­ных экс­пе­ди­ци­ях «А.-15» (1971), «А.-16» и «А.-17» (1972) на Лу­ну дос­тав­ля­лись 2-ме­ст­ные пла­не­то­хо­ды «Ро­вер» для пе­ре­дви­же­ния ас­тро­нав­тов по по­верх­но­сти Лу­ны. В 1972 про­грам­ма «А.» за­вер­ши­лась.

В даль­ней­шем осн. блок КК «А.» (без лун­ной ка­би­ны) с РН «Са­турн-1В» при­ме­нял­ся так­же для дос­тав­ки эки­па­жей на ор­би­таль­ную стан­цию «Скай­лэб» и для сты­ков­ки с КК «Со­юз-19» по про­грам­ме ЭПАС.

Лит.: Шам­сут­ди­нов С., Ма­ри­нин И. Апол­лон аме­ри­кан­ский: [К ис­то­рии лун­ной пи­ло­ти­ру­емой про­грам­мы] // Ави­ация и кос­мо­нав­ти­ка. 1993. № 8, 9/10. 1994. № 1/2; Lau­nius R. Apollo: a retrospective analysis. Wash., 2004.

Вернуться к началу