ЭПИКУ́Р ИЗ САМОСА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭПИКУ́Р (’Επίϰουρος) из Самоса (341–271/270 до н. э.), др.-греч. философ, основатель эпикурейской школы и филос. традиции эпикуреизма. Родился в бедной семье афинских колонистов на о. Самос, отец Э. был школьным учителем. После того как в 323 Афины потеряли контроль над островом, родители Э. эмигрировали в Колофон в Малой Азии. Ранние годы Э. провёл в Лампсаке на Геллеспонте и близлежащем о. Лесбос, где познакомился с ионийской философией природы и учением Демокрита. В 306 до н. э. основал свою школу в «саду» при собств. доме, купленном в Афинах за гор. стеной, отсюда неформальное название эпикурейской школы «Сад» (Κῆπος). В отличие от др. филос. школ в Афинах (Академии Платона, Ликея Аристотеля и Стои), школа Э. не была образоват. учреждением, а скорее содружеством «друзей», живших вместе для «совместного философствования» (συμφιλοσοφεῖν) и обретения счастья. Др. отличием был её демократич. характер: в число «друзей» входили женщины и выходцы из простонародья. Э. соединял в себе роли просветителя, нравств. учителя жизни и психотерапевта, после его смерти ученики прославляли его как «спасителя», избавившего человечество от гнёта невежественной религии глупцов и указавшего путь всем к реальному блаженству в этой жизни.
Многочисл. филос. трактаты Э. не сохранились. Гл. источником для изучения его биографии и философии являются кн. 10 «Жизни и мнения прославленных философов...» Диогена Лаэртия, который цитирует целиком три филос. письма Э. к ученикам, и «Основные воззрения», сборник 40 цитат, излагающих преим. основы этики. Др. сходное собрание цитат известно как «Ватиканский гномологий». «Письмо к Геродоту» посвящено атомистич. физике, «Письмо к Пифоклу» – объяснению небесных явлений, «Письмо к Менекею» – этике. Важным источником являются поэма Лукреция «О природе вещей» – популярное изложение эпикуреизма для рим. читателя, а также доксография (особенно в сочинениях Цицерона) и многочисл. фрагменты-цитаты из утраченных сочинений Э. у позднейших греч. и лат. авторов (изданы Г. Узенером, 1887, и Арригетти, 1973). Особую ценность имеют фрагменты из утраченного трактата Э. «О природе» в 37 кн. (папирусных свитках), обнаруженные археологами на «Вилле папирусов» в Геркулануме, погребённом, как и Помпеи, под вулканич. пеплом при извержении Везувия в 79 н. э.
Философия Э. содержит две осн. дисциплины – физику и этику, логика была придатком учения о природе. Э. отстаивал эмпиризм сенсуалистич. толка в эпистемологии, натуралистич. монизм в учении о мире, гедонизм (принцип удовольствия) в этике – приоритетной части его системы. Физика ставила просветительские задачи: понимание естеств. порядка вещей должно освободить людей от страха богов и страха смерти (загробного наказания) и тем самым способствовать достижению счастья – гл. практич. цели жизни. Учение Э. о природе с незначит. модификациями заимствовано из атомистики Демокрита, в отличие от которого Э.: 1) признавал, что у атомов есть вес; 2) допускал, что атомы способны спонтанно «отклоняться» от траектории (греч. παρέγϰλισις) и менять курс, что делало возможной свободу воли (у Демокрита господствует строгий детерминизм: движение атомов подчинено слепой «необходимости» и «принудит. силе» внешних факторов); 3) следовал принципу радикального сенсуализма («всякое ощущение истинно»), тогда как у Демокрита критерием истины признавался разум, а не ощущения.
Вселенная бесконечна и состоит из атомов и пустого пространства. Миров, подобных нашему (т. е. планетных систем), бесконечно много, все они возникли из скоплений атомов и подвержены гибели. Боги существуют, они состоят из атомов и находятся далеко от нас в «междумириях» (космич. пространстве между мирами). Они пребывают в состоянии блаженства, не оказывая никакого влияния ни на естеств. процессы, ни на жизнь людей, о существовании которых им даже неизвестно; вследствие этого вера в божественное провидение, мантику и силу молитвы отрицается. Боги самодостаточны и ни в чём не нуждаются (поэтому жертвоприношения бесполезны), им неведомы страсти, и эта отрешённая безмятежность является образцом для философа-эпикурейца, который бежит от суеты полиса (принцип «живи сокровенно»), замыкается в «саду» с друзьями и вместе с ними взыскует просветлённости и безмятежности (атараксия) духа. В отличие от «этики добродетели» Сократа, Платона и стоиков, требующей подавления страстей разумом, этика Э. ставит во главу угла удовольствие (ἡδονή): добро отождествляется с удовольствием, а зло – со страданием. В отличие от гедонизма Аристиппа и киренской школы, Э. понимал удовольствие как отсутствие страдания и отрицал существование нейтрального состояния между удовольствием и страданием. Как только тело освобождается от всякой физич. боли, а душа от всякой печали, вызываемой прежде всего страхом, человек уже пребывает в состоянии удовольствия и достигает конечной цели – счастья. Э. делил удовольствия на «кинетические» (наслаждение процессом, кинесис) и «катастематические» (от греч. ϰaτάστημα – «состояние») и ставил первые ниже вторых, т. к. кинетич. удовольствия (напр., утоление чувственного желания) – бурные и скоротечные, а катастематические – тихие и длительные (напр., филос. беседа с друзьями или воспоминания о приятных моментах прошлой жизни). Подлинное удовольствие отличается от радости (χαρά) и веселья (εὐφροσύνη) и не может варьироваться по интенсивности: оно всегда ровное и одинаковое, отсюда вытекает бессмысленность погони за наслаждениями, роскошью и богатством. Эпикурейское «четвероякое целебное слово» (логос тетрафармакос) гласит: «Бог не страшен, в смерти ничего не таится, добро легко обрести, а зло легко перенести». Добродетели сократич. этики (напр., справедливость, мужество, целомудрие) Э. считал полезными условностями человеческого общежития в качестве вспомогат. средства для достижения высшего блага – удовольствия.
В социальной и политич. философии Э. стоял на восходящей к Демокриту и софистам позиции конвенционализма и гуманизма: государство и правовые институты основаны на договоре между людьми, а не на божественном откровении.
В психологии Э. отвергал учения Платона и пифагорейцев о душе как бестелесной и бессмертной субстанции. Душа взаимодействует с телом и, следовательно, также имеет телесную природу, она состоит из тончайших атомов, которые настолько малы́, что свободно проходят в расстояниях между др. атомами тела и приводят его в движение. Сенсорная душа рассеяна по всему телу, рациональная часть души локализуется в грудной области, материальным субстратом интеллекта (нус) являются тончайшие сферич. атомы огня. Сами атомы души, как и все атомы, вечны, но их специфич. агломерат, составляющий индивидуальную душу, после смерти рассеивается в воздухе, поэтому душа смертна, а осознание её смертности освобождает человека от неразумного страха загробного наказания. «Смерть ничто для нас», т. к. она не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, нет смерти, когда есть смерть, нет нас. Чувственное восприятие Э. объяснял в рамках атомистич. доктрины Демокрита как взаимодействие внешних объектов и органов чувств. Все тела непрерывно излучают тонкие «образы» (εἲδωλα ), которые проникают в глаз и отпечатыватся в нём как зрительный образ. Др. ощущения имеют такую же природу: напр., слух – это поток атомов воздуха, взаимодействующий с ухом, сладкий вкус вызывается контактом языка с гладкими атомами.
Логика Э., которую он называл «каноникой» (от греч. ϰανών – «правило» плотника, в переносном смысле мерило или критерий истины), была неразрывно связана с его натуралистич. теорией познания. Э. считал бесполезными формальную силлогистич. логику, диалектику и риторику. В утраченном трактате «Канон» Э. признавал три критерия истины: ощущения, чувства (такие как удовольстие и страдание) и общие понятия («предвосхищения»). Ощущения дают нам информацию о внешнем мире и сами по себе не могут быть ложными, т. к. не содержат никакого суждения о вещах. «Предвосхищения» – такие понятия, как «тело» или «истина», формируются в душе в результате многократного повторения соответствующих чувственных восприятий. Др. понятия о вещах образуются по аналогии, по сходству или путём сочетания этих осн. понятий, так что врождённых идей не существует, и всё содержание разума коренится в чувственном восприятии. Внутр. чувства удовольствия и страдания служат мерилом того, что надо выбирать и чего избегать в практич. жизни. Избавившись от власти богов и достигнув просветлённой безмятежности духа, философ сам становится подобен богу.