КИРЕ́НСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИРЕ́НСКАЯ ШКО́ЛА (киренаики), одна из сократических филос. школ в Древней Греции (кон. 4 – нач. 3 вв. до н. э.), основанная Аристиппом из Кирены; известна прежде всего как классич. образец гедонизма в моральной философии. К К. ш. принадлежали дочь Аристиппа Арета, её сын Аристипп Младший, Феодор, Гегесий, Анникерид. Эпистемологич. скептицизм приводил киренаиков к выводу о бесполезности логики и физики, т. к. единственная форма знания, доступная нам, – непосредственные ощущения, которые целиком субъективны. Они разделяются на приятные, неприятные и нейтральные в зависимости от того, являются ли они «гладкими», насильственными или спокойными. Единственным благом и высшей целью человеческого существования К. ш. признавала актуальное удовольствие, переживаемое здесь и сейчас. Киренаики отрицали восходящее к Сократу различение телесных (чувственных) и интеллектуальных (духовных) удовольствий и утверждали, что телесные удовольствия как более простые и интенсивные предпочтительны. При этом они допускали, что мудрец в поисках удовольствия будет избегать поступков, которые традиционно считаются «дурными» или неправильными, тем самым предвосхитив гедонистич. утилитаризм И. Бентама и его последователей.
Феодор из Кирены, считавший, что мимолётное удовольствие может быть иллюзорным, высшее благо видел в постоянной невозмутимости духа (ср. концепцию Эпикура). Гегесий по прозвищу Убеждающий умирать развил пессимистич. интерпретацию киренского учения: т. к. достижение подлинного удовольствия невозможно, следует выбирать самоубийство как выход, гарантирующий макс. отсутствие страдания. Наконец, Анникерид внёс альтруистич. момент в доктрину К. ш., признав, что самопожертвование и сопереживание чужой радости могут быть источником удовольствия.