ЛАКТА́НЦИЙ ЛУЦИЙ ЦЕЛИЙ ФИРМИАН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАКТА́НЦИЙ Луций Целий Фирмиан (Lactantius Lucius Caelius Firmianus) [ок. 250–260, Сикка, Нумидия (Сев. Африка) – после 326], христианский богослов, писатель, ритор.
Получил классич. греко-рим. образование в риторской школе Арнобия Старшего в Нумидии, впоследствии стал в ней преподавателем риторики. В юности написал в подражание Платону диалоги «Пир» и «Грамматик», впоследствии утраченные. Ок. 290 имп. Диоклетиан пригласил Л. в Никомидию (Малая Азия) для преподавания лат. словесности. Своё путешествие Л. описал в гекзаметрич. поэме «Путешествие», ныне утраченной. Ок. 300 принял христианство. В Никомидии оказался свидетелем последнего большого гонения на христиан, начавшегося в 303 при имп. Диоклетиане. После закрытия в 305–306 имп. Галерием риторских школ Л. потерял должность и вынужден был покинуть Никомидию, однако после эдикта Галерия о веротерпимости (311) возвратился. В 316–317 имп. Константин Великий пригласил его в имп. резиденцию в г. Трир (ныне Германия) для воспитания своего старшего сына Криспа. Л. стал одним из придворных писателей Константина. После смерти Криспа (326) Л. окончил жизнь в безвестности.
Л. – автор сочинений по христианской апологетике, главные из которых: «О творении Божием» (303–304), «О гневе Божием» (314–321), «Божественные установления» (7 книг; 304–311). В трактате «Божественные установления» впервые на лат. Западе в систематич. виде изложены основы христианского вероучения и нравственности. В церковно-историч. трактате «О смерти гонителей» (314–315) Л. представил гонение на христиан в нач. 4 в., судьбу рим. императоров-гонителей и торжество христианства в правление императоров Лициния и Константина. В поэме «О птице Феникс» (305) Л. обратился к теме птицы Феникс как образу Воскресения Христова. Труды Л., оказавшие большое влияние на последующих лат. писателей, имеют немалую ценность как для классич. лат. словесности, так и для христианского богословия.