Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАКТА́НЦИЙ ЛУЦИЙ ЦЕЛИЙ ФИРМИАН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 624

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Р. Фокин

ЛАКТА́НЦИЙ Лу­ций Це­лий Фир­ми­ан (Lac­tantius Lucius Caelius Firmianus) [ок. 250–260, Сик­ка, Ну­ми­дия (Сев. Аф­ри­ка) – по­сле 326], хри­сти­ан­ский бо­го­слов, пи­са­тель, ри­тор.

По­лу­чил клас­сич. гре­ко-рим. об­ра­зо­ва­ние в ри­тор­ской шко­ле Ар­но­бия Стар­ше­го в Ну­ми­дии, впо­след­ст­вии стал в ней пре­по­да­ва­те­лем ри­то­ри­ки. В юно­сти на­пи­сал в под­ра­жа­ние Пла­то­ну диа­ло­ги «Пир» и «Грам­ма­тик», впо­след­ст­вии ут­ра­чен­ные. Ок. 290 имп. Ди­ок­ле­ти­ан при­гла­сил Л. в Ни­ко­ми­дию (Ма­лая Азия) для пре­по­да­ва­ния лат. сло­вес­но­сти. Своё пу­те­ше­ст­вие Л. опи­сал в гек­за­мет­рич. по­эме «Пу­те­ше­ст­вие», ны­не ут­ра­чен­ной. Ок. 300 при­нял хри­сти­ан­ст­во. В Ни­ко­ми­дии ока­зал­ся сви­де­те­лем по­след­не­го боль­шо­го го­не­ния на хри­сти­ан, на­чав­ше­го­ся в 303 при имп. Ди­ок­ле­тиане. По­сле за­кры­тия в 305–306 имп. Га­ле­ри­ем ри­тор­ских школ Л. по­те­рял долж­ность и вы­ну­ж­ден был по­ки­нуть Ни­ко­ми­дию, од­на­ко по­сле эдик­та Га­ле­рия о ве­ро­тер­пи­мо­сти (311) воз­вра­тил­ся. В 316–317 имп. Кон­стан­тин Ве­ли­кий при­гла­сил его в имп. ре­зи­ден­цию в г. Трир (ны­не Гер­ма­ния) для вос­пи­та­ния сво­его стар­ше­го сы­на Крис­па. Л. стал од­ним из при­двор­ных пи­са­те­лей Кон­стан­ти­на. По­сле смер­ти Крис­па (326) Л. окон­чил жизнь в без­вест­нос­ти.

Л. – ав­тор со­чи­не­ний по хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­ти­ке, глав­ные из ко­то­рых: «О тво­ре­нии Бо­жи­ем» (303–304), «О гне­ве Бо­жи­ем» (314–321), «Бо­же­ст­вен­ные ус­та­нов­ле­ния» (7 книг; 304–311). В трак­та­те «Бо­же­ст­вен­ные ус­та­нов­ле­ния» впер­вые на лат. За­па­де в сис­те­ма­тич. ви­де из­ло­же­ны ос­но­вы хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния и нрав­ст­вен­но­сти. В цер­ков­но-ис­то­рич. трак­та­те «О смер­ти го­ни­те­лей» (314–315) Л. пред­ста­вил го­не­ние на хри­сти­ан в нач. 4 в., судь­бу рим. им­пе­ра­то­ров-го­ни­те­лей и тор­же­ст­во хри­сти­ан­ст­ва в прав­ле­ние им­пе­ра­то­ров Ли­ци­ния и Кон­стан­ти­на. В по­эме «О пти­це Фе­никс» (305) Л. об­ра­тил­ся к те­ме пти­цы Фе­никс как об­ра­зу Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Тру­ды Л., ока­зав­шие боль­шое влия­ние на по­сле­дую­щих лат. пи­са­те­лей, име­ют не­ма­лую цен­ность как для клас­сич. лат. сло­вес­но­сти, так и для хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия.

Соч.: Migne PL. T. 6–7; Corpus scriptorum ec­clesiasticorum Latinorum. Vol. 19, 27; Sour­ces chrétiennes. Vol. 39, 204–205, 213–214, 289, 326, 335, 337, 377; Бо­же­ст­вен­ные ус­та­нов­ле­ния. Кни­ги I–VII / Пер., прим. и вступ. ст. В. М. Тю­ле­не­ва. СПб., 2007; О тво­ре­нии Бо­жи­ем. О гне­ве Бо­жи­ем. О смер­ти го­ни­те­лей. Эпи­то­мы. О бо­же­ст­вен­ном ус­та­нов­ле­нии. СПб., 2007.

Лит.: Overlach E. Die Theologie des Lactan­tius. Schwerin, 1858; Са­дов АИ. Древ­не­хри­сти­ан­ский цер­ков­ный пи­са­тель Лак­тан­ций. СПб., 1895; Pichon R. Lactance. Étude sur le mou­ve­ment philosophique et religieuse sous le règne de Constantine. P., 1901; Micka EF. The prob­lem of Divine Anger in Arnobius and Lac­tan­tius. Wash., 1943; Wlosok A. Laktanz und die philosophische Gnosis. Hdlb., 1960; Lac­tance et son temps. Recherches actuelles. P., 1978; Тю­ле­нев ВМ. Лак­тан­ций: хри­сти­ан­ский ис­то­рик на пе­ре­кре­ст­ке эпох. СПб., 2000.

Вернуться к началу