МАРЦИА́Л МАРК ВАЛЕРИЙ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРЦИА́Л Марк Валерий (Marcus Valerius Martialis) (ок. 40, Бильбилис, ныне Калатаюд, Испания – ок. 104, там же), рим. поэт. Получил образование на родине, в 64 прибыл в Рим, где пользовался дружбой своих соотечественников Сенеки и Лукана. В 80 по случаю открытия имп. Титом амфитеатра Флавиев (Колизея) опубликовал сб-к из 33 стихотворений с описанием цирковых боёв, известный как «Книга зрелищ» («Liber spectaculorum»); благодаря ему приобрёл известность и благосклонность императора. При Домициане М. получил звание воен. трибуна, вошёл во всадническое сословие, стал владельцем дома на Квиринале в Риме и загородной виллы в окрестностях г. Номент. Среди друзей М. в этот период: Силий Италик, Фронтин, Ювенал, Квинтилиан, Плиний Младший. С 86 по 98 вышло 11 книг эпиграмм, которые принесли М. подлинную славу (12-я книга была написана позднее в Испании). В 98 при денежной помощи Плиния Младшего М. вернулся в Испанию, где жил в поместье, подаренном покровительницей Марцеллой.
Лит. наследие М. состоит из 15 книг стихов (всего 1561 стихотворение). Книги 1–12 («Epigrammaton libri 1–12») содержат стихотворения разной длины, написанные элегич. дистихом (большинство), одиннадцатисложником (фалекейским стихом), холиямбом, а также ямбами и гексаметрами. Содержание стихотворений разнообразно; среди них встречаются традиц. эпиграммы (посвятительные, надгробные, застольные), но б. ч. эпиграмм – насмешливые; именно после М. эпиграмма стала восприниматься как сатирич. жанр. Темы насмешек: нравы, характеры, профессии, физич. недостатки и моральные пороки, особенно сексуальная развращённость. В отличие от Катулла – главного образца для М. среди рим. поэтов – М. не прибегает к личным выпадам, подлинные имена не называются, объектами сатиры становятся типы поведения и обществ. положения (в этом отчасти проявляется влияние греч. эпиграммы). Поэтич. дарование М. проявляется в меткости слова, лёгкой словесной игре, искусстве неожиданной едкой концовки. Кн. 13 «Гостинцы» («Xenia», 84) – написанные (за 3 исключениями) элегич. дистихом подписи к подаркам, б. ч. съестным; кн. 14 «Подарки» («Apophoreta», букв. «Уносимое с собой», 84) в элегич. дистихах (за 2 исключениями) содержит краткие описания разнообразных подарков, которые гости получали после пира: предметы туалета, одежда, съестное, книги, бытовые мелочи, животные и т. п. «Книга зрелищ» обычно издаётся вне общего счёта книг.
Стихотворения М. – богатый источник для изучения быта и нравов современного ему Рима. Откровенная лесть Домициану и резкие обсценные выражения вызывали порицание критиков, но в целом слава М. как сатирич. поэта оказалась прочной: ему подражали в поздней античности (Авсоний), в средние века его читали в антологиях, в эпоху Возрождения он стал особенно популярен и впоследствии оказывал влияние на развитие европ. эпиграммы вплоть до эпохи романтизма.