Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУКА́Н МАРК АННЕЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 116

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Степанцов

ЛУКА́Н Марк Ан­ней (Marcus Annaeus Lu­ca­nus) [3.11.39, Кор­ду­ба (ны­не Кор­до­ва), Ис­па­ния – 30.4.65, Рим], рим. по­эт. Внук ри­то­ра и пи­са­те­ля Се­не­ки Стар­ше­го, пле­мян­ник фи­ло­со­фа Се­не­ки. По­лу­чил ри­то­рич. и фи­ло­соф­ское (стои­че­ское) об­ра­зо­ва­ние в Ри­ме. Изу­чал ри­то­ри­ку в Афи­нах. Поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом Не­ро­на, ко­то­рый це­нил его по­этич. та­лант (в 60 Л. за­вое­вал на­гра­ду на «Не­ро­ни­ях»); по­лу­чил от им­пе­ра­то­ра долж­но­сти кве­сто­ра и ав­гу­ра. Впо­след­ст­вии от­но­ше­ния с Не­ро­ном ис­пор­ти­лись, Л. был при­го­во­рён к смерт­ной каз­ни за уча­стие в за­го­во­ре Гая Каль­пур­ния Пи­зо­на, по­сле че­го по­кон­чил с со­бой, вскрыв ве­ны. Све­де­ния о жиз­ни и про­из­ве­де­ни­ях Л. чер­па­ют­ся из био­гра­фий, со­став­лен­ных Све­то­ни­ем Транк­вил­лом и грам­ма­ти­ком Вак­кой, а так­же из «Ан­на­лов» Та­ци­та и упо­ми­на­ний в по­эзии Це­ци­лия Ста­ция.

Из мно­го­числ. по­этич. со­чи­не­ний Л. со­хра­ни­лась толь­ко не­окон­чен­ная по­эма в 10 кни­гах о гражд. вой­не ме­ж­ду Юли­ем Це­за­рем и Гне­ем Пом­пе­ем, в ко­то­рой опи­са­ны со­бы­тия от пе­ре­хо­да Це­за­ря че­рез Ру­би­кон до оса­ды Алек­сан­д­рии. В ру­ко­пи­сях по­эма но­сит назв. «О гра­ж­дан­ской вой­не» («De bello civili»), име­ну­ет­ся так­же «Фар­са­лия» («Pharsa­lia») по од­но­му из эпи­зо­дов – бит­ве при Фар­са­ле, в ко­то­рой Пом­пей по­тер­пел со­кру­шит. по­ра­же­ние. Сим­па­тии Л. на сто­ро­не Пом­пея, в изо­бра­же­нии Це­за­ря про­сле­жи­ва­ет­ся ан­ти­ти­ра­ни­че­ский па­фос. Стиль по­эмы не­сёт на се­бе от­пе­ча­ток школь­ной ри­то­ри­ки, в ней не­ред­ки про­стран­ные ре­чи и сен­тен­ции, па­те­тич. пре­уве­ли­че­ния. Чув­ст­ву­ет­ся влия­ние Ови­дия («Ме­та­мор­фо­зы»), а так­же Вер­гилия («Энеи­да»), ко­то­рый вы­сту­па­ет объ­ек­том не толь­ко под­ра­жа­ния, но и от­тал­ки­ва­ния: в от­ли­чие от «Энеи­ды», в по­эме Л. ис­то­рич. по­ве­ст­во­ва­ние де­ми­фо­ло­ги­зи­ро­ва­но, от­сут­ст­ву­ет «бо­же­ст­вен­ный» план; им­пер­ско­му оп­ти­миз­му Вер­ги­лия у Л. про­ти­во­пос­тав­лен по­ли­тич. пес­си­мизм, по­сколь­ку имп. власть свя­зы­ва­ет­ся им с ут­ра­той сво­бо­ды.

Не­смот­ря на не­за­вер­шён­ность и кри­ти­ку со­вре­мен­ни­ков (уже Квин­ти­ли­ан от­ме­чал, на­ря­ду с дос­то­ин­ст­ва­ми, не­дос­тат­ки по­эмы, счи­тая, что Л. об­ла­да­ет да­ром ора­то­ра, а не по­эта), по­эма во­шла в чис­ло ка­но­нич. па­мят­ни­ков рим. лит-ры и бы­ла пред­ме­том школь­но­го изу­че­ния в позд­ней ан­тич­но­сти и в сред­ние ве­ка. Дан­те («Ад», IV) упо­ми­на­ет Л. в чис­ле ве­ли­чай­ших по­этов древ­но­сти, оби­таю­щих в Лим­бе. Пыш­ный стиль и па­фос Л. ста­ли пред­ме­том под­ра­жа­ния в эпо­ху ба­рок­ко.

Соч.: Фар­са­лия, или По­эма о гра­ж­дан­ской вой­не. М., 1993; De bello civili: libri X / Ed. D. R. Shackleton Bai­ley. 2 ed. Stuttgardiae, 1997.

Лит.: Rutz W. Lucans’ Pharsalia’ im Lichte der neuesten Forschung // Aufstieg und Nie­der­gang der römischen Welt. Reihe II. B.; N. Y., 1985. Bd 32. Tlbd 3; Nadaї J.-C. de. Rhé­to­rique et poétique dans la Pharsale de Lucain. Louvain, 2000; Radicke J. Lucans poetische Technik. Leiden, 2004.

Вернуться к началу