ЛУКА́Н МАРК АННЕЙ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУКА́Н Марк Анней (Marcus Annaeus Lucanus) [3.11.39, Кордуба (ныне Кордова), Испания – 30.4.65, Рим], рим. поэт. Внук ритора и писателя Сенеки Старшего, племянник философа Сенеки. Получил риторич. и философское (стоическое) образование в Риме. Изучал риторику в Афинах. Пользовался покровительством Нерона, который ценил его поэтич. талант (в 60 Л. завоевал награду на «Нерониях»); получил от императора должности квестора и авгура. Впоследствии отношения с Нероном испортились, Л. был приговорён к смертной казни за участие в заговоре Гая Кальпурния Пизона, после чего покончил с собой, вскрыв вены. Сведения о жизни и произведениях Л. черпаются из биографий, составленных Светонием Транквиллом и грамматиком Ваккой, а также из «Анналов» Тацита и упоминаний в поэзии Цецилия Стация.
Из многочисл. поэтич. сочинений Л. сохранилась только неоконченная поэма в 10 книгах о гражд. войне между Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем, в которой описаны события от перехода Цезаря через Рубикон до осады Александрии. В рукописях поэма носит назв. «О гражданской войне» («De bello civili»), именуется также «Фарсалия» («Pharsalia») по одному из эпизодов – битве при Фарсале, в которой Помпей потерпел сокрушит. поражение. Симпатии Л. на стороне Помпея, в изображении Цезаря прослеживается антитиранический пафос. Стиль поэмы несёт на себе отпечаток школьной риторики, в ней нередки пространные речи и сентенции, патетич. преувеличения. Чувствуется влияние Овидия («Метаморфозы»), а также Вергилия («Энеида»), который выступает объектом не только подражания, но и отталкивания: в отличие от «Энеиды», в поэме Л. историч. повествование демифологизировано, отсутствует «божественный» план; имперскому оптимизму Вергилия у Л. противопоставлен политич. пессимизм, поскольку имп. власть связывается им с утратой свободы.
Несмотря на незавершённость и критику современников (уже Квинтилиан отмечал, наряду с достоинствами, недостатки поэмы, считая, что Л. обладает даром оратора, а не поэта), поэма вошла в число канонич. памятников рим. лит-ры и была предметом школьного изучения в поздней античности и в средние века. Данте («Ад», IV) упоминает Л. в числе величайших поэтов древности, обитающих в Лимбе. Пышный стиль и пафос Л. стали предметом подражания в эпоху барокко.