ГРИГО́РЬЕВ АПОЛЛОН АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИГО́РЬЕВ Аполлон Александрович [16(28).7.1822, Москва – 25.9(7.10).1864, С.-Петербург], рус. лит. и театральный критик, поэт, прозаик, переводчик. Сын чиновника и дочери крепостного кучера. Окончил юридический факультет Моск. университета (1842), учился вместе с А. А. Фетом и Я. П. Полонским. Заведовал б-кой университета (кон. 1842–43), в 1843 дебютировал как поэт (стих. «Доброй ночи!» – ж. «Москвитянин», № 7). В 1844 уехал в С.-Петербург, где начал деятельность критика (театральные рецензии, публицистика), прозаика (трилогия повестей «Человек будущего», «Моё знакомство с Виталиным», «Офелия. Одно из воспоминаний Виталина», 1845–46), переводчика («Антигона» Софокла, «Школа мужей» Мольера, обе 1846). В 1846 выпустил единственный прижизненный сборник – «Стихотворения». В начале 1847 возвратился в Москву. Сотрудничал с журналом «Москвитянин» (с кон. 1850, стал одним из идеологов его «молодой редакции»), славянофильским ж. «Русская беседа» (с 1856) и др. В 1857–1858 жил в Италии и Франции (в качестве домашнего учителя в семье князей Трубецких). С окт. 1858 в С.-Петербурге, сотрудничал с ж. «Русское слово» (с 1859), журналами братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время» (с 1861) и «Эпоха» (с 1864).
Близкий по мировоззрению к почвенничеству, Г. в своей «органической критике» развивал романтические (восходящие, в частности, к философии Ф. В. Шеллинга) идеи о произведении искусства как «живом» целостном организме. Выступал против критики «чисто эстетической», подчёркивая духовно-этич. смысл худож. произведения как выражения нар. идеала и усматривая в искусстве «предопределяющие жизнь силы» («О правде и искренности в искусстве», 1856). Образцы истинного худож. творчества находил в нар. песне, произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Худож. критика, по мнению Г., должна отказаться от рационалистич. аналитич. методов и уподобиться искусству, стать «столь же органическою, как само искусство» («Критический взгляд на основы, значение и приёмы современной критики искусства», 1858).
Лирика Г. развивает традиции «страстного» романтич. стиля; диапазон переживаний простирается в ней от отчаяния до религ. экзальтации: циклы «Дневник любви и молитвы» (кон. 1840-х – нач. 1850-х гг.), «Борьба» [1857; стихотворения «О, говори хоть ты со мной…» и «Цыганская венгерка» («Две гитары, зазвенев…») были положены на музыку, вероятно при участии самого Г., и стали популярными романсами] и др. Автобиографически окрашенная тема любовной страсти, главной для поэзии Г., – в центре поэм «Venezia la bella» (1858), «Вверх по Волге» (1862), в которых преобладает откровенно исповедальный тон. Среди др. сочинений: драмы, мемуары «Мои литературные и нравственные скитальчества» (1862–64), переводы оперных либретто.