Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНСТАНТИ́Н КОНСТАНТИ́НОВИЧ

Авторы: Т. Г. Иванова, Ю. А. Кузьмин
Великий князь Константин Константинович.

КОНСТАНТИ́Н КОНСТАНТИ́НОВИЧ (псевд. К. Р.) [10(22).8.1858, Стрель­на С.-Пе­терб. у. С.-Пе­терб. губ.  2(15).6.1915, Пав­ловск; по­хо­ро­нен в Ве­ли­ко­кня­же­ской усы­паль­ни­це в Пет­ро­гра­де], вел. князь из ди­на­стии Ро­ма­но­вых, рос. гос. дея­тель, по­эт, дра­ма­тург, пе­ре­во­дчик, ген. от инф. (1907), поч. чл. Пе­терб. АН (1887). Член рос. им­пе­ра­тор­ской фа­ми­лии. Сын вел. кн. Кон­стан­ти­на Ни­ко­лае­ви­ча и вел. кн. Алек­сан­д­ры Ио­си­фов­ны. С дет­ст­ва отец го­то­вил его к мор. служ­бе. Гар­де­ма­рин (1874), со­вер­шил неск. пла­ва­ний на фре­га­тах «Свет­ла­на» и «Гер­цог Эдин­бург­ский». Уча­ст­во­вал в рус.-тур. вой­не 1877–78 (в 1877 на­гра­ж­дён ор­де­ном Св. Ге­ор­гия 4-й сте­пени, в 1878 – боль­шим кре­стом франц. ор­де­на Поч. ле­гио­на). В 1882 в чи­не лей­те­нан­та по со­стоя­нию здо­ро­вья ос­та­вил ВМФ и пе­ре­шёл на служ­бу в л.-гв. Из­май­лов­ский полк. Ген.-адъ­ю­тант (1901). Пре­зи­дент Пе­терб. АН (1889–1915). До­бил­ся уве­ли­че­ния фи­нан­си­ро­ва­ния АН, пе­ре­смот­ра её шта­тов (осу­ще­ст­в­ле­ны в 1893 и 1912). По его ини­циа­ти­ве при От­де­ле­нии рус. яз. и сло­вес­но­сти АН уч­ре­ж­дён Раз­ряд изящ­ной сло­вес­но­сти (1899); при­об­ре­те­на го­су­дар­ст­вом усадь­ба Ми­хай­лов­ское (1899), при­над­ле­жав­шая в про­шлом А. С. Пуш­ки­ну; в С.-Пе­тер­бур­ге ос­но­ван Пуш­кин­ский Дом (1905; ны­не Ин-т рус. лит-ры) и по­строе­но но­вое зда­ние Б-ки АН (1911–14). К. К. со­дей­ст­во­вал про­ве­де­нию экс­пе­ди­ций к Но­во­си­бир­ским о-вам под рук. Э. В. Тол­ля (1900–02), на о. Зап. Шпиц­бер­ген под рук. О. А. Бак­лун­да (Шпиц­бер­ген­ское гра­дус­ное из­ме­ре­ние; 1899–1901), Ма­ке­дон­ской экс­пе­ди­ции под рук. Н. П. Кон­да­ко­ва (1900). Со­дей­ст­во­вал уч­ре­ж­де­нию Рус. ар­хео­ло­гич. ин-та в Кон­стан­ти­но­по­ле (1894), По­сто­ян­ной ко­мис­сии при АН для по­со­бия ну­ж­даю­щим­ся учёным, ли­те­ра­то­рам и пуб­ли­ци­стам (1895), Му­зея те­ат­раль­но­го иск-ва в Мо­ск­ве (на ос­но­ве кол­лек­ции А. А. Бах­ру­ши­на, 1913). Од­но­вре­мен­но К. К. яв­лял­ся ко­ман­ди­ром л.-гв. Пре­об­ра­жен­ско­го пол­ка (1891–1900), гл. на­чаль­ни­ком во­ен­но-учеб­ных за­ве­де­ний (1900–10), ген.-ин­спек­то­ром во­ен­но-учеб­ных за­ве­де­ний (1910–15). Как член имп. фа­ми­лии, К. К. об­ла­дал зна­чит. са­мо­стоя­тель­но­стью по от­но­ше­нию к Во­ен. мин-ву, что вы­зы­ва­ло не­до­воль­ст­во во­ен. ми­ни­ст­ров, осо­бен­но В. А. Су­хо­мли­но­ва.

Великий князь Константин Константинович в роли Иосифа Аримафейского. Фото. 1914. Архив М. В. Золотарёва

Свои по­этич. про­из­ве­де­ния пуб­ли­ко­вал с 1882. Сре­ди них – лю­бов­ная и пей­заж­ная ли­ри­ка, сти­хи, по­свя­щён­ные ге­ни­ям ми­ро­вой куль­ту­ры (Ра­фа­элю, У. Шек­спи­ру, В. А. Мо­цар­ту, А. С. Пуш­ки­ну и др.), сти­хи, в ко­то­рых ав­тор об­ра­щал­ся к биб­лей­ским мо­ти­вам («Сти­хо­тво­ре­ния К. Р.», 1886; «Но­вые сти­хотво­ре­ния К. Р. 1886–1888», 1889; «Тре­тий сбор­ник сти­хо­тво­ре­ний К. Р. 1889–1899», 1900; «Сти­хо­тво­ре­ния 1900–1910», 1911). Важ­ное ме­сто в его твор­че­ст­ве за­ни­мал во­ен. цикл («В строю. Сти­хо­творе­ния», 1915). Стих. «Умер бед­ня­га в боль­ни­це во­ен­ной» во­шло в фольк­лор­ный ре­пер­ту­ар и ста­ло нар. пес­ней. Счи­тал се­бя про­дол­жа­те­лем пуш­кин­ской тра­ди­ции; из со­вре­мен­ни­ков свои­ми учи­те­ля­ми в лит-ре на­зы­вал А. А. Фе­та, А. Н. Май­ко­ва, Я. П. По­лон­ско­го, И. А. Гон­ча­ро­ва, с ко­то­ры­ми на­хо­дил­ся в пе­ре­пис­ке. К. К. бы­ло свой­ст­вен­но це­ло­ст­ное вос­при­ятие ми­ра, хри­сти­ан­ское при­ня­тие его гар­мо­нии, со­зер­ца­тель­ность, ду­шев­ная со­сре­до­то­чен­ность. На сти­хи К. К. на­пи­са­но ок. 70 ро­ман­сов (П. И. Чай­ков­ским, С. В. Рах­ма­ни­но­вым, Р. М. Гли­эром, А. Т. Гре­ча­ни­но­вым и др.). Ав­тор дра­ма­тич. про­из­ве­де­ния «Воз­ро­ж­дён­ный Ман­фред» (1885) и поэ­мы «Се­ва­сти­ан-му­че­ник» (1888). С 1889 ра­бо­тал над пе­ре­во­дом «Тра­ге­дии о Гам­ле­те, прин­це дат­ском» Шек­спи­ра (т. 1–3, 1889–1901), ко­то­рый снаб­дил фун­да­мен­таль­ны­ми ис­точ­ни­ко­ведч. и ис­то­рич. ком­мен­та­рия­ми. Пье­са в пе­ре­во­де К. К. бы­ла по­став­ле­на в 1897 лю­би­тель­ской труп­пой лит.-дра­ма­тич. круж­ка «Из­май­лов­ские до­су­ги» (К. К. иг­рал гл. роль), ос­но­ван­но­го в 1884 офи­це­ра­ми л.-гв. Из­май­лов­ско­го пол­ка при уча­стии К. К. Он пе­ре­вёл так­же дра­мы «Мес­си­ан­ская не­вес­та» Ф. Шил­ле­ра и «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де» И. В. Гё­те (1911). Боль­шой ре­зонанс по­лу­чи­ла ори­ги­наль­ная дра­ма К. К. «Царь Иу­дей­ский» (1914), по­свя­щён­ная стра­да­ни­ям и кре­ст­ной смер­ти Ии­су­са Хри­ста. Хо­тя сам Хри­стос на сце­не не по­яв­лял­ся, Си­нод вы­сту­пил про­тив пуб­лич­ной по­ста­нов­ки пье­сы; дра­ма бы­ла по­став­ле­на по осо­бо­му раз­ре­ше­нию имп. Ни­ко­лая II «Из­май­лов­ски­ми до­су­га­ми» на сце­не Эр­ми­таж­но­го те­ат­ра (1914; К. К. в ро­ли Ио­си­фа Ари­ма­фей­ско­го).

Совм. с Н. Н. Стра­хо­вым из­дал по­смерт­ный сбор­ник А. А. Фе­та «Ли­ри­че­ские сти­хо­тво­ре­ния» (1894). В 1906–15 ре­цен­зи­ро­вал по­этич. сб-ки, вы­дви­гав­шие­ся на Пуш­кин­скую пр. Пе­терб. АН (ре­цен­зии К. К. опуб­ли­ко­ва­ны в его сб. «Кри­ти­че­ские от­зы­вы», 1915). Со­брал кол­лек­цию ав­то­гра­фов (ру­ко­пи­си А. С. Пуш­ки­на, М. Ю. Лер­мон­то­ва, имп. Ека­те­ри­ны II и др.), ко­то­рую за­ве­щал Пуш­кин­ско­му До­му.

С 1889 по­пе­чи­тель Пе­да­го­гич. кур­сов при жен­ских гим­на­зи­ях С.-Пе­тер­бур­га (с 1903 Жен­ский пе­да­го­гич. ин-т; на пре­дос­тав­лен­ные К. К. день­ги по­строе­но его зда­ние). Ви­це-пред. Рус. муз. об-ва (1897–1909; чл. с 1880). Поч. пред. К-та по уст­рой­ст­ву му­зея при­клад­ных зна­ний в Мо­ск­ве (с 1892; ны­не По­ли­тех­нич. му­зей). Пред. Рус. ар­хео­ло­гич. об-ва (c 1892/93), со­пред­се­да­тель Пра­во­слав­но­го па­ле­стин­ско­го об-ва (c 1905). По­да­рил РПЦ уча­сток зем­ли в С.-Пе­тер­бур­ге, где был по­стро­ен Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор, пер­вым кти­то­ром ко­то­ро­го стал сын К. К.  Иоанн Кон­стан­ти­но­вич.

К. К.  ав­тор об­шир­ных днев­ни­ков (ны­не хра­нят­ся в Государственном ар­хи­ве РФ), ко­то­рые час­тич­но опуб­ли­ко­ва­ны.

Вла­дел унаследованными от отца вел. кн. Константина Николаевича Мра­мор­ным двор­цом в С.-Пе­тер­бур­ге и го­ро­дом Пав­ловск.

Соч.: Сти­хо­тво­ре­ния. 1879–1912: В 3 т. СПб., 1913–1915; Из днев­ни­ка // Крас­ный ар­хив. 1930. Т. 6., 1931. Т. 1–2; Сти­хо­тво­ре­ния / Вступ. ст. Ю. Ни­ко­ны­че­ва. М., 1991; Вре­мена го­да: Из­бран­ное / Вступ. ст., ком­мент. А. Б. Му­ра­то­ва. СПб., 1994; Днев­ни­ки. Вос­по­ми­на­ния. Сти­хи. Пись­ма / Вступ. ст., ком­мент. Э. В. Ма­то­ни­ной. М., 1998; Из­бран­ная пе­ре­пис­ка / Сост. Л. И. Кузь­ми­на. СПб., 1999; Пись­ма ве­ли­ко­го кня­зя Кон­стан­ти­на Кон­стан­ти­но­ви­ча к А. А. Шах­ма­то­ву / Публ. Т. Г. Ива­но­вой // Еже­год­ник Ру­ко­пис­но­го от­де­ла Пуш­кин­ско­го до­ма на 1997 г. СПб., 2002.

Лит.: [Рих­тер А.]. Крат­кий об­зор дея­тель­но­сти «Из­май­лов­ско­го до­су­га» 1884–1909. СПб., 1913; Со­бо­лев В. С. Ав­гу­стей­ший пре­зи­дент: Ве­ли­кий князь Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич во гла­ве Им­пе­ра­тор­ской ака­де­мии на­ук, 1889–1915 гг. СПб., 1993; Ве­ли­кий князь Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич Ро­ма­нов: [ Кни­га-аль­бом по ма­те­риа­лам вы­став­ки / Сост. Р. Р. Га­фи­фу­лин; Авт. тек­стов Н. С. Треть­я­ков и др.]. Пав­ловск; СПб., 2000; Вос­тры­шев М. И. Ав­гу­стей­шее се­мей­ст­во: Рос­сия гла­за­ми ве­ли­ко­го кня­зя Кон­стан­ти­на Кон­стан­ти­но­ви­ча. М., 2001; Ива­но­ва Т. Г. Ве­ли­кий князь Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич как ре­цен­зент // Рус­ский ли­те­ра­тур­ный порт­рет и ре­цен­зия в ХХ в.: Кон­цеп­ции и по­эти­ка. СПб., 2002; Ива­но­ва Т. Г. К ис­то­рии архив­но­го фон­да ве­ли­ко­го кня­зя Кон­стан­ти­на Кон­стан­ти­но­ви­ча в Пуш­кин­ском до­ме // Еже­год­ник Ру­ко­пис­но­го от­де­ла Пуш­кин­ско­го до­ма на 1998–1999 гг. СПб., 2003; Пет­ро­чен­ков В. В. Дра­ма стра­стей Хри­сто­вых. К. Р. «Царь Иу­дей­ский». СПб., 2002; Кузь­ми­на Л. И. Ав­гу­стей­ший по­эт КР. Калининград, 2004; Романов Г. К. В Мраморном дворце. М., 2008; Ма­то­ни­на Э., Го­во­руш­ко Э. К. Р. (Жизнь замечательных людей). М., 2010. 

Вернуться к началу