КОНДАКО́В НИКОДИМ ПАВЛОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНДАКО́В Никодим Павлович [1(13).11.1844, слобода Халань Новооскольского у. Курской губ. – 17.2.1925, Прага], рос. историк иск-ва, археолог, музейный деятель; д. чл. петерб. АХ (1893), акад. Петерб. АН (1898). Сын управляющего имений князей Трубецких (бывшего крепостного-вольноотпущенника). В 1861–65 учился на историко-филологич. ф-те Моск. ун-та; ученик Ф. И. Буслаева. С 1869 приват-доцент, с 1877 профессор кафедры теории и истории изящных искусств Новороссийского ун-та в Одессе, где создал первый в России музей античных слепков; основал Одесскую рисовальную школу (также директор, 1884–88). Участвовал в работе Моск. археологич. об-ва (1867–89; вновь с 1899), Археологич. комиссии (1876–91), Рус. археологич. об-ва (с 1886); руководил раскопками античных памятников в Крыму, Кубанской обл., на Тамани. В 1888–97 проф. кафедры теории и истории изящных искусств С.-Петерб. ун-та; читал лекции на Высших женских курсах. Одновременно (1888–93) был старшим хранителем Отделения средних веков и эпохи Возрождения имп. Эрмитажа; издал первый каталог этого собрания (1891). Издал первую отеч. научно-популярную историю рус. иск-ва от античности до монг. завоевания («Русские древности в памятниках искусства», совм. с И. И. Толстым, т. 1–6, 1889–99).
К. принято считать одним из создателей рос. византиноведения и истории др.-рус. иск-ва как совр. науч. дисциплин. Он впервые дал характеристику осн. особенностей иск-ва Византии и обосновал большинство разделов в его периодизации, много сделал для выяснения культурных связей Византии с Востоком и областями, входившими в её ареал (Закавказье, Балканы, Древняя Русь). Выдвинул проблему генетич. родства иск-ва Зап. Европы, Византии и Востока (прежде всего применительно к прикладному иск-ву и архит. декорации). К. совм. с Н. П. Лихачёвым создал теорию влияния иск-ва итал. Проторенессанса и Раннего Возрождения на визант. и др.-рус. иск-во; широко использовал типологич. систематизацию памятников иск-ва, развил анализ техники произведений иск-ва, худож. ремесла и археологии. Ввёл в науку и впервые осмыслил огромное количество памятников; одним из первых поднимал проблему охраны памятников истории и культуры. Следуя заветам Ф. И. Буслаева, К. развивал иконографич. метод, включавший и традиц. анализ стиля. В связи с деятельностью К-та попечительства о русской иконописи, в создании которого (1901) К. принимал активное участие, он подготовил фундам. иконописный подлинник – сб-к иконографич. образцов, призванных служить как «ремеслу иконописания, идущему издревле, так равно и русскому искусству в его применении к делу церковного украшения иконами, стенными росписями, иконостасным убранством, и самой религиозной живописи» (Известия Комитета попечительства о русской иконописи. СПб., 1902. Вып. 1. С. 26). К. были подготовлены важнейшие труды по иконографии: «Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1905, переиздан в 2001), «Иконография Богоматери: Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения» (1910, переиздан в 1999) и «Иконография Богоматери» (т. 1–2, 1914–15, переиздан в 1998; недавно обнаруженная рукопись 3-го тома во франц. переводе готовится к изданию).
К. участвовал в организации Рус. археологич. ин-та в Стамбуле (1895), экспозиций икон в Третьяковской галерее и Рус. музее, а также в ряде реставрац. работ. С весны 1917 читал лекции в Новороссийском ун-те в Одессе. В февр. 1920 эмигрировал в Болгарию, где был проф. Софийского ун-та; с весны 1922 до 1925 преподавал в Карловом ун-те в Праге. К. сформировал науч. школу; оказал влияние на специалистов нескольких поколений. Учениками К. считали себя Д. В. Айналов, С. А. Жебелёв, Е. К. Редин, Я. И. Смирнов, Б. А. Тураев, Б. В. Фармаковский, Г. Ф. Церетели и др. В память о К. его ученики создали Seminarium Kondakovianum в Праге (в 1931–1945 Археологич. ин-т им. Н. П. Кондакова). Награждён орденом Почётного легиона (1916).
Приёмный сын К. – историк Сергей Никодимович Кондаков (1878–1940?), составитель «Юбилейного справочника Императорской Академии художеств. 1764–1914» (т. 1–2, 1914–15).