Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНДАКО́В НИКОДИМ ПАВЛОВИЧ

Авторы: И. Л. Кызласова

КОНДАКО́В Ни­ко­дим Пав­ло­вич [1(13).11.1844, сло­бо­да Ха­лань Но­во­ос­коль­ско­го у. Кур­ской губ.  17.2.1925, Пра­га], рос. ис­то­рик иск-ва, ар­хео­лог, му­зей­ный дея­тель; д. чл. пе­терб. АХ (1893), акад. Пе­терб. АН (1898). Сын управ­ляю­ще­го име­ний кня­зей Тру­бец­ких (быв­ше­го кре­по­ст­но­го-воль­но­от­пу­щен­ни­ка). В 1861–65 учил­ся на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-те Моск. ун-та; уче­ник Ф. И. Бус­лае­ва. С 1869 при­ват-до­цент, с 1877 про­фессор ка­фед­ры тео­рии и ис­то­рии изящ­ных ис­кусств Но­во­рос­сий­ско­го ун-та в Одес­се, где соз­дал пер­вый в Рос­сии му­зей ан­тич­ных слеп­ков; ос­но­вал Одес­скую ри­со­валь­ную шко­лу (так­же ди­рек­тор, 1884–88). Уча­ст­во­вал в ра­бо­те Моск. ар­хео­ло­гич. об-ва (1867–89; вновь с 1899), Ар­хео­ло­гич. ко­мис­сии (1876–91), Рус. ар­хео­ло­гич. об-ва (с 1886); ру­ко­во­дил рас­коп­ка­ми ан­тич­ных па­мят­ни­ков в Кры­му, Ку­бан­ской обл., на Та­ма­ни. В 1888–97 проф. ка­фед­ры тео­рии и ис­то­рии изящ­ных ис­кусств С.-Пе­терб. ун-та; чи­тал лек­ции на Выс­ших жен­ских кур­сах. Од­но­вре­мен­но (1888–93) был стар­шим хра­ни­те­лем От­де­ле­ния сред­них ве­ков и эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния имп. Эр­ми­та­жа; из­дал пер­вый ка­та­лог это­го со­б­ра­ния (1891). Из­дал пер­вую отеч. на­уч­но-по­пу­ляр­ную ис­то­рию рус. иск-ва от ан­тично­сти до монг. за­вое­ва­ния («Рус­ские древ­но­сти в па­мят­ни­ках ис­кус­ст­ва», совм. с И. И. Тол­стым, т. 1–6, 1889–99).

К. при­ня­то счи­тать од­ним из соз­да­те­лей рос. ви­зан­ти­но­ве­де­ния и ис­то­рии др.-рус. иск-ва как совр. на­уч. дис­ци­п­лин. Он впер­вые дал ха­рак­те­ри­сти­ку осн. осо­бен­но­стей иск-ва Ви­зан­тии и об­ос­но­вал боль­шин­ст­во раз­де­лов в его пе­рио­ди­за­ции, мно­го сде­лал для вы­яс­не­ния куль­тур­ных свя­зей Ви­зан­тии с Вос­то­ком и об­лас­тя­ми, вхо­див­ши­ми в её аре­ал (За­кав­ка­зье, Бал­ка­ны, Древ­няя Русь). Вы­дви­нул про­бле­му ге­не­тич. род­ст­ва иск-ва Зап. Ев­ро­пы, Ви­зан­тии и Вос­то­ка (пре­ж­де все­го при­ме­ни­тель­но к при­клад­но­му иск-ву и ар­хит. де­ко­ра­ции). К. совм. с Н. П. Ли­ха­чё­вым соз­дал тео­рию влия­ния иск-ва итал. Про­то­ре­нес­сан­са и Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния на ви­зант. и др.-рус. иск-во; ши­ро­ко ис­поль­зо­вал ти­по­ло­гич. сис­те­ма­ти­за­цию па­мят­ни­ков иск-ва, раз­вил ана­лиз тех­ни­ки про­из­ве­де­ний иск-ва, ху­дож. ре­мес­ла и ар­хео­ло­гии. Ввёл в нау­ку и впер­вые ос­мыс­лил ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во па­мят­ни­ков; од­ним из пер­вых под­ни­мал про­бле­му ох­ра­ны па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры. Сле­дуя за­ве­там Ф. И. Бус­лае­ва, К. раз­ви­вал ико­но­гра­фич. ме­тод, вклю­чав­ший и тра­диц. ана­лиз сти­ля. В свя­зи с дея­тель­но­стью К-та по­пе­чи­тель­ст­ва о рус­ской ико­но­пи­си, в соз­да­нии ко­то­ро­го (1901) К. при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие, он под­го­то­вил фун­дам. ико­но­пис­ный под­лин­ник – сб-к ико­но­гра­фич. об­раз­цов, при­зван­ных слу­жить как «ре­ме­слу ико­но­пи­са­ния, иду­ще­му из­древ­ле, так рав­но и рус­ско­му ис­кус­ст­ву в его при­ме­не­нии к де­лу цер­ков­но­го ук­ра­ше­ния ико­на­ми, стен­ны­ми рос­пи­ся­ми, ико­но­стас­ным уб­ран­ст­вом, и са­мой ре­ли­ги­оз­ной жи­во­пи­си» (Из­ве­стия Ко­ми­те­та по­пе­чи­тель­ст­ва о рус­ской ико­но­пи­си. СПб., 1902. Вып. 1. С. 26). К. бы­ли под­го­тов­ле­ны важ­ней­шие тру­ды по ико­но­гра­фии: «Ико­но­гра­фия Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста» (1905, пе­ре­из­дан в 2001), «Ико­но­гра­фия Бо­го­ма­те­ри: Свя­зи гре­чес­кой и рус­ской ико­но­пи­си с италь­ян­ской жи­во­пи­сью ран­не­го Воз­рож­де­ния» (1910, пе­ре­из­дан в 1999) и «Ико­но­гра­фия Бо­го­ма­те­ри» (т. 1–2, 1914–15, пе­ре­из­дан в 1998; не­дав­но об­на­ру­жен­ная ру­ко­пись 3-го то­ма во франц. пе­ре­во­де го­то­вит­ся к из­да­нию).

К. уча­ст­во­вал в ор­га­ни­за­ции Рус. ар­хео­ло­гич. ин-та в Стам­бу­ле (1895), экс­по­зи­ций икон в Треть­я­ков­ской га­ле­рее и Рус. му­зее, а так­же в ря­де рес­тав­рац. ра­бот. С вес­ны 1917 чи­тал лек­ции в Но­во­рос­сий­ском ун-те в Одес­се. В февр. 1920 эмиг­ри­ро­вал в Бол­га­рию, где был проф. Со­фий­ско­го ун-та; с вес­ны 1922 до 1925 пре­по­да­вал в Кар­ло­вом ун-те в Пра­ге. К. сфор­ми­ро­вал на­уч. шко­лу; ока­зал влия­ние на спе­циа­ли­стов не­сколь­ких по­ко­ле­ний. Уче­ни­ка­ми К. счи­та­ли се­бя Д. В. Ай­на­лов, С. А. Же­бе­лёв, Е. К. Ре­дин, Я. И. Смир­нов, Б. А. Ту­ра­ев, Б. В. Фар­ма­ков­ский, Г. Ф. Це­ре­те­ли и др. В па­мять о К. его уче­ни­ки соз­да­ли Se­mi­narium Kondakovianum в Пра­ге (в 1931–1945 Ар­хео­ло­гич. ин-т им. Н. П. Кон­да­ко­ва). На­граж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (1916).

При­ём­ный сын К.  ис­то­рик Сер­гей Ни­ко­ди­мо­вич Кон­да­ков (1878–1940?), со­ста­ви­тель «Юби­лей­но­го спра­воч­ни­ка Им­пе­ра­тор­ской Ака­де­мии ху­до­жеств. 1764–1914» (т. 1–2, 1914–15).

Соч.: Ис­то­рия ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ст­ва и ико­но­гра­фии по ми­ниа­тю­рам гре­че­ских ру­ко­пи­сей. Од., 1876; Древ­няя ар­хи­тек­ту­ра Гру­зии. М., 1876; Гре­че­ские тер­ра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки [в их от­но­ше­нии к ис­кус­ст­ву, ре­ли­гии и бы­ту]. Од., 1879; Мо­заи­ки ме­че­ти Ках­рие Джа­ми­си в Кон­стан­ти­но­по­ле. Од., 1881; Пу­те­ше­ст­вие на Си­най в 1881 г. Од., 1882; Ви­зан­тий­ские церк­ви и па­мят­ни­ки Кон­стан­ти­но­по­ля. Од., 1886. 2-е изд. М., 2006; Histoire de lʼart byzantin considéré principale. P., 1886–1891. Vol. 1–2; Ис­то­рия и па­мят­ни­ки ви­зан­тий­ской эма­ли. СПб., 1892; Рус­ские кла­ды. СПб., 1896. Т. 1; Па­мят­ни­ки хри­сти­ан­ско­го ис­кус­ст­ва на Афо­не. СПб., 1902. 2-е изд. М., 2004; Ар­хео­ло­ги­че­ское пу­те­ше­ст­вие по Си­рии и Па­ле­сти­не. СПб., 1904; Ма­ке­до­ния: Ар­хео­ло­ги­че­ское пу­те­ше­ст­вие. СПб., 1909; Вос­по­ми­на­ния и ду­мы. Prague, 1927. 2-е изд. / Сост. И. Л. Кыз­ла­со­ва. M., 2002; The Russian icon. Oxf., 1927; Рус­ская ико­на. Пра­га, 1928–1933. Т. 1–4. 2-е изд. М., 2004. Т. 1–4; Очер­ки и за­мет­ки по ис­то­рии сред­не­ве­ко­во­го ис­кус­ст­ва и куль­ту­ры. Пра­га, 1929.

Лит.: Ла­за­рев В. Н. Н. П. Кон­да­ков // Ла­за­рев В. Н. Ви­зан­тий­ская жи­во­пись. М., 1971; Кыз­ла­со­ва И. Л. Ис­то­рия изу­че­ния ви­зан­тий­ско­го и древ­не­рус­ско­го ис­кус­ст­ва (Ф. И. Бус­ла­ев, Н. П. Кон­да­ков: ме­то­ды, идеи, тео­рии). М., 1985; она же. Ис­то­рия оте­че­ст­вен­ной нау­ки об ис­кус­ст­ве Ви­зан­тии и Древ­ней Ру­си. 1920–1930 гг. М., 2000; Скиф­ский ро­ман / Под ред. Г. М. Бон­гард-Ле­ви­на. М., 1997; Н. П. Кон­да­ков. Лич­ность, на­уч­ное на­сле­дие, ар­хив. СПб., 2001; Мир Кон­да­ко­ва / Сост. И. Л. Кыз­ла­со­ва. М., 2004 (библ.); Тун­ки­на И. В. Ака­де­мик Н. П. Кон­да­ков: по­след­ние го­ды жиз­ни // Мир рус­ской ви­зан­ти­ни­сти­ки. СПб., 2004.

Вернуться к началу