ВИЗАНТИНОВЕ́ДЕНИЕ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИЗАНТИНОВЕ́ДЕНИЕ (византинистика), отрасль медиевистики, комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих историю, язык, религию, право и культурное наследие (иск-во, философию, лит-ру и др.) Византии. Как особая науч. дисциплина В. оформилось во 2-й пол. 19 в. Истоки В. уходят в далёкое прошлое. За пределами собственно Византии интерес к её истории и культуре проявлялся практически во все периоды её существования, и прежде всего в тех странах, судьбы которых были тесно связаны с ней (Италия, Армения, Грузия, Россия). В Зап. Европе внимание к Византии стало постоянным с эпохи Возрождения, что было вызвано пробуждением интереса к античности (Визант. империя признавалась прямой преемницей Рим. империи, она сохранила большинство письм. и материальных памятников античной культуры, и визант. учёные первыми стали их изучать), а также крупными политич. событиями (тур. экспансия на Балканах, борьба вокруг унии между Римско-католич. и вост.-православной церквами). Интерес к Византии возникал на почве изучения христианского богословия и рим. права (Кодекса Юстиниана). Падение Константинополя в 1453 и угроза османского вторжения в Италию и страны Центр. Европы способствовали всплеску византиноведч. штудий на Западе. С 16 в. В. стало быстро развиваться в Италии, Франции и Германии. Значит. роль в этом сыграли визант. интеллектуалы, вынужденные покидать родину по мере наступления турок-османов.
Ведущую роль с кон. 17 в. приобрело В. во Франции. Его науч. основы заложил Ш. Дюканж. Созданный им «Словарь средневекового греческого языка» (1688) не утратил значения до сих пор. В. во Франции было связано прежде всего с изданием визант. письм. памятников, разработкой методики их изучения и становлением вспомогат. византиноведч. дисциплин (палеографии, кодикологии, хронологии и др.). С сер. 17 до нач. 18 вв. издавался т. н. Парижский многотомный корпус визант. нарративных памятников (vol. 1–42, «Corpus Byzantinae Historiae», 1645–1711). Франц. В. находилось под покровительством королевского двора, т. к. офиц. власть рассматривала Византию как образец идеально организованной монархии. В эпоху Просвещения (18 в.) франц. философы-просветители, борясь против абсолютизма, давали резко негативные оценки истории и культуре Византии (Ш. Л. Монтескьё, М. Ж. Кондорсе). Развитие и обоснование эта концепция получила в фундам. трудах по истории поздней Рим. империи и Византии француза Ш. Лебо и англичанина Э. Гиббона, основателя В. в Великобритании.
Наибольший вклад в развитие В. в 19 в. внесли учёные Германии. С 1829 в Бонне началось издание «Собрания авторов по византийской истории» («Corpus scriptorum historiae Byzantinae»; т. н. Боннский корпус в 50 томах, 50-й т. вышел в 1897). Хотя этот корпус представлял собой в осн. перепечатку Парижского, он остаётся до сих пор (наряду с «Полным курсом патрологии» Ж. П. Миня, выходившим в 1844–66 параллельно в лат. и греч. сериях и являвшимся также перепечаткой части Парижского) основной, наиболее доступной публикацией. Работа над этим изданием обусловила преобладание в тот период в зап. В. филологич. исследований. Кроме того, большое развитие в нем. В. получили юридич. исследования, становление которых связано с именем К. Цахариэ фон Лингенталя, издателя визант. юридич. памятников и крупнейшего знатока визант. права. В 1892 нем. филолог К. Крумбахер основал визант. журнал-ежегодник «Byzantinische Zeitschrift» (к 2005 вышло 98 номеров – каждый состоит из двух томов), который доныне сохраняет роль гл. библиографич. справочника по византиноведению.
Пристрастно-отрицательные концепции истории Византии были преодолены уже в сер. 19 в. Существенный прогресс в В. обусловил появление обобщающих трудов: общего курса визант. лит-ры К. Крумбахера в Германии, первых очерков истории Византии Ш. Диля во Франции, работ по визант. адм. системе Дж. Бьюри в Великобритании.
В России до 1917. Серьёзные попытки осмысления истории Византии и её места в рус. и мировой истории предпринимались в России с кон. 18 – нач. 19 вв. Начало проф. изучению положили академики Имп. АН Ф. И. Круг и А. А. Куник, в области палеографии – Э. фон Муральт (хранитель рукописей в Имп. публичной б-ке). Во 2-й пол. 19 в. завершилось становление В. в России. Оно формировалось из занятий отеч. историей, тесно связанной в средние века с историей Византии, историей Церкви, антиковедением, востоковедением и славяноведением. Особое внимание в России к В. вызвано также усилением борьбы южнослав. народов против тур. господства.
Осн. роль в оформлении В. в России сыграл акад. В. Г. Васильевский. В 1894 он вместе со своим учеником В. Э. Регелем основал визант. журнал-ежегодник «Византийский временник», который, наряду с «Byzantinische Zeitschrift», стал признанным организующим центром междунар. В. Российская школа В. (В. Г. Васильевский, Ф. И. Успенский, Н. А. Скабалланович, П. В. Безобразов, Б. А. Панченко, В. Э. Регель, А. А. Васильев, К. Н. Успенский, Ю. А. Кулаковский, П. А. Яковенко, В. Н. Бенешевич и др.) внесла важный вклад в исследование внутр. истории Визант. империи, права, рус.-визант. и славяно-визант. отношений. Крупнейшим достижением в изучении истории Церкви в Византии стали труды В. В. Болотова, Е. Е. Голубинского, А. П. Лебедева, И. И. Соколова, Х. М. Лопарёва и др. Большое междунар. значение имели также труды Н. П. Кондакова и Д. В. Айналова по визант. иск-ву. В становлении европ. и амер. В. огромную роль сыграли рус. учёные, эмигрировавшие из России после 1917–18.
Византиноведение в 20 в
Значит. успехи в области В., и прежде всего в изучении истории и искусства Византии, были достигнуты в период между двумя мировыми войнами. В самостоятельные науч. дисциплины выделились визант. нумизматика, сфрагистика, кодикология и др. Сформировались новые науч. центры В., были основаны новые периодич. визант. издания. Помимо Германии, Франции и Великобритании, значит. подъёма В. достигло в Италии, Австрии, Бельгии, Греции, Чехословакии, Югославии, Болгарии и др. Ещё более широкие масштабы приобрело В. после 2-й мировой войны не только в европ. странах, но также в Канаде, США, Австралии и ряде стран Лат. Америки, Азии и Африки. В Германии междунар. значение в филологии и дипломатике получила школа Ф. Дёльгера, разработавшего науч. принципы издания визант. офиц. документов (дипломатика), во 2-й пол. 20 в. – школа Х. Г. Бека, занимавшаяся изучением истории Церкви, истории культуры, ментальности византийцев; во Франции – школа П. Лемерля; в Бельгии – А. Грегуара; в Австрии – Х. Хунгера; в Греции – Д. Закитиноса, И. Караяннопулоса, С. Ламброса и др.; в Югославии – Г. Острогорского; в Великобритании – Р. Браунинга и Д. Оболенского; в Венгрии – Д. Моравчика и др. А. Грегуар основал ж. «Byzantion». Г. Острогорский создал полный курс визант. истории, в котором были учтены достижения мирового В. Во Франции П. Лемерль основал новую школу византинистов, уделявших гл. внимание социально-экономич. истории и проблемам источниковедения. В США И. Шевченко и И. Мейендорф создали глубокие исследования по визант. идеологии, Х. Хунгер предпринял интересную попытку социально-психологич. характеристики визант. общества. Для совр. В. характерна всё более тесная интеграция науч. исследований: проводятся междунар. конференции, публикуются их результаты. Организуются на длительный период междунар. группы, публикующие и комментирующие материалы по сфрагистике, нумизматике, просопографии, топонимике. Наиболее полное представление о совр. В. даёт деятельность Междунар. ассоциации византиноведч. исследований, выросшая из практики проведения мировых конгрессов (создана в 1955 на 10-м конгрессе в Стамбуле; объединяет Нац. комитеты византинистов 37 стран). Под её эгидой ведутся работы над изданием неопубликованных источников и критич. переизданием ранее изданных, составлением сводных трудов по сфрагистике, топонимике, библиографии, нумизматике, просопографии, а также подготовка и проведение междунар. конгрессов.
В России. После 1917 почти в течение четверти века рос. В. переживало период глубокого спада. Офиц. идеологи марксизма в СССР считали Византию воплощением реакц. доктрины царизма («самодержавие, православие, народность»), и В. попало в «чёрный список» запретных гуманитарных дисциплин наряду с богословием. Курсы визант. истории и иск-ва исключались из программ вузов, преподавание соответствующих дисциплин было сокращено до предела, свёртывалась тематика исследований по В. в академич. институтах; последний, 25-й том «Византийского временника» вышел в 1928. В 1930-е гг., после смерти Ф. И. Успенского (1928) и В. Э. Регеля (1932), арестов и расстрела В. Н. Бенешевича (1938), науч. деятельность в области В. в СССР фактически прекратилась.
В кон. 1930-х гг. появились первые исследования, в которых проблемы истории Византии стали рассматриваться с марксистских позиций. Первый марксистский курс визант. истории создал М. В. Левченко («История Византии. Краткий очерк», 1940), он же основал перед Вел. Отеч. войной на историч. ф-те ЛГУ кафедру В. (она ненадолго пережила своего основателя, умершего в 1955). В 1943 при Ин-те истории АН СССР была создана визант. группа под рук. Е. А. Косминского, и в 1947 возобновлено издание «Византийского временника» – 1-й (по общему счёту 26-й) том был посвящён памяти его последнего ответств. ред. Ф. И. Успенского. Новый центр с неформальным статусом (Группа по В.) возник в Ленинграде под рук. Н. В. Пигулевской, он объединил византинистов вузов, академич. институтов, библиотек и музеев города (ныне Группу возглавляет И. П. Медведев). В 1955 при Ин-те истории АН СССР был создан Сектор византиноведения (под рук. З. В. Удальцовой в 1956–87, Г. Г. Литаврина с 1987; с 2000 называется Центр по изучению визант. цивилизации), взявший на себя издание «Византийского временника» и координацию исследований по В. в масштабах страны. Вскоре новые визант. центры возникли при Ленингр. отделении Ин-та истории АН, при Ленингр. отделении Ин-та востоковедения, при Эрмитаже, при историч. ф-те Уральского ун-та в Свердловске (решающую роль в этом сыграл М. Я. Сюзюмов), где возник специализированный ежегодник «Античная древность и средние века» (с 1960, на 2004 издано 36 выпусков) и др. Активное участие в общей работе до сер. 1990-х гг. принимали учёные союзных (ныне независимых) республик (Грузии, Украины, Армении и Азербайджана).
В кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. вышли в свет неск. монографий по разным проблемам истории и иск-ва Визант. империи, был издан обобщающий труд «История Византии» под ред. С. Д. Сказкина (т. 1–3, 1967). Постепенно всё более органично рос. византинисты включались в работу междунар. науч. сообщества. Участниками мировых конгрессов они стали с 1955 (10-й конгресс в Стамбуле). Междунар. признанием заслуг рос. В. было проведение в Москве (авг. 1991) 18-го Междунар. конгресса византинистов и избрание Г. Г. Литаврина вице-президентом Междунар. ассоциации византинистов. В проведённом Рос. нац. комитетом 18-м Междунар. конгрессе византинистов приняли участие более 700 специалистов из 38 стран. В преддверии Конгресса византинисты России опубликовали трёхтомный труд «Культура Византии» (1984–91), который фактически подвёл итог развитию отеч. В. сов. периода. С 1961 к открытию каждого междунар. конгресса выходит периодич. издание «Византийские очерки». Особенно заметен вклад сов. В. в изучение социально-экономич. отношений в Византии, её аграрной истории, права, византино-слав. отношений, проблематики феодализма (М. В. Левченко, Е. Э. Липшиц, М. Я. Сюзюмов, З. В. Удальцова, Г. Л. Курбатов, А. П. Каждан, Г. Г. Литаврин и др.).
Для современного рос. В., как, впрочем, и для международного, характерно нарастание внимания к истории междунар. отношений, обществ. мысли, этнич. вопросам, истории Церкви, истории культуры, быта и нравов, лит-ре и проблемам иск-ва (А. П. Каждан, С. С. Аверинцев, Я. Н. Любарский, С. В. Полякова, Т. В. Попова, А. И. Сидоров, К. В. Хвостова, А. А. Чекалова, И. С. Чичуров, Б. Л. Фонкич, М. В. Бибиков, Д. Е. Афиногенов, С. А. Иванов и др.). Развиваются также вспомогат. византиноведч. дисциплины и источниковедение. Высокий междунар. авторитет традиционно сохраняют рос. исследования по визант. иск-ву (В. Н. Лазарев, А. В. Банк, О. В. Попова и др.). В 1990-х гг. созданы новые центры В.: Лаборатория истории Византии и Причерноморья (на историч. ф-те МГУ, под рук. С. П. Карпова; с 1991 выпускает сб. «Причерноморье в средние века»), Центр восточнохристианской культуры (во главе с А. М. Лидовым, Москва) и Об-во визант.-слав. исследований (С.-Петербург, К. К. Акентьев), кафедра визант. и новогреческой филологии в МГУ (Д. А. Яламас). Сохраняются науч. связи с византинистами быв. союзных республик; они участвуют в работе редколлегии «Византийского временника» (в новой серии издано 64 тома, по общему счёту – 89).
Главные периодич. издания: «Byzantinische Zeitschrift» (c 1892, Münch.); «Визант. временник» (с 1894, СПб.; с 1947, М.); «Byzantion» (c 1924, Brux.); «Studi bizantini e neoellenici» (c 1924, Roma); «᾿Επετηρίς τῆς ῾Εταιρείας τῶν Βυζαντινῶν Σπουδῶν» (с 1924, Athēnai); «Byzantinoslavica» (c 1929, Prague); «Dumbarton Oaks Papers» [c 1940, Camb. (Mass.)]; «Revue des études byzantines» (c 1946, P.); «Jahrbuch der Österreichischen Byzantinischen Gesellschaft» (c 1951, W.; c 1969 – «Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik»); «Зборник радова византолошког института» (с 1952, Beograd), «Byzantinobulgarica» (c 1962, София); «Travaux et Mémoires» (c 1965, P.); «βυζαντινά» (с 1969, Thessalonikē); «Greek, Roman and Byzantine Studies» (с 1974, Durem); «Βυζαντιαϰά» (с 1981, Thessalonikē); «Причерноморье в средние века» (с 1991, М.).