ЛЕ́БЕДЕВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́БЕДЕВ Алексей Петрович [2(14).3.1845, с. Очаково Московского у., по др. данным, с. Васильевское Рузского у. Московской губ. – 14(27).7.1908, Москва], рос. церковный историк. Из семьи сельского священника. Окончил Моск. духовную академию (МДА, 1870). Магистр богословия (1871), д-р богословия (1879), доцент (1871), экстраординарный (с 1874), ординарный (с 1879) проф. по кафедре истории древней Церкви МДА; ординарный (с 1895), заслуженный ординарный (с 1898) проф. Моск. ун-та по кафедре церковной истории.
Наиболее значит. исследования Л. посвящены истории Церкви эпохи Вселенских соборов и 9–11 вв. Л. занимался также историей церковной иерархии, приходского духовенства, монашества, церковного просвещения, богословских школ, историей догматич. споров, проблемой роли императоров в церковной жизни. Ряд работ посвящён вопросам истории рус. Церкви [в частности, наследию митр. Филарета (Дроздова)], зап. церквей, а также библеистики и канонич. права. Автор историографич. обзоров и рецензий на наиболее значимые сочинения совр. ему зап. историков. Не утратил своего значения монументальный труд Л. «Церковная историография в главных её представителях с IV-го в. по XX» (1898, переизд. 2000). Ряд статей Л. посвящён актуальным проблемам совр. ему церковной жизни, в частности вопросам о церковных соборах и восстановлении патриаршества в России.
В докторской дис. «Вселенские соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлением школ Александрийской и Антиохийской» (1879; 4-е изд., 2007) Л. рассматривал догматич. движения и споры 4–5 вв. как типы развития богословской мысли, отразившие разл. гносеологич. предпосылки, результатом чего стало возникновение двух осн. направлений в богословии древней Церкви – александрийской школы и антиохийской школы. Диссертация имела неоднозначные отзывы: А. фон Гарнак отмечал широту знакомства и тщательность работы автора с источниками, А. М. Иванцов-Платонов оспаривал осн. тезис Л. о возможности описания богословских споров 4–5 вв. как противостояния богословских школ и обвинял Л. в излишнем рационализме.
Л. – чл. Об-ва любителей духовного просвещения, активный участник публичных богословских чтений в Москве. Среди его учеников – Н. Н. Глубоковский, А. А. Спасский, А. П. Доброклонский, И. Д. Андреев, А. И. Покровский, прот. А. В. Мартынов.