Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОБРОКЛО́НСКИЙ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 162

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Платонов

ДОБРОКЛО́НСКИЙ Алек­сандр Пав­ло­вич [10(22).12.1856, Пав­лов­ский По­сад Бо­го­род­ско­го у. Моск. губ. – дек. 1937 или янв. 1938, Бел­град], рос. ис­то­рик Церк­ви, пред­ста­ви­тель цер­ков­но-ис­то­рич. шко­лы Моск. ду­хов­ной ака­де­мии.

Из се­мьи свя­щен­ни­ка. Окон­чил Моск. ду­хов­ную ака­де­мию (1880), уче­ник Е. Е. Го­лу­бин­ско­го и А. П. Ле­бе­де­ва. Пре­по­да­ва­тель Пен­зен­ской (1880–81), Ря­зан­ской (1881–92) и Мо­с­ков­ской (1892–1899) ду­хов­ных се­ми­на­рий; при­ват-до­цент Моск. ун-та (1892–99). Проф. (1899–1920) и рек­тор Но­во­рос­сий­ско­го ун-та в Одес­се (1915–19). В апр. 1919 уво­лен из ун-та как пре­по­да­ва­тель «кле­ри­каль­но­го» пред­ме­та. В те­че­ние ию­ля 1919 на­хо­дил­ся под аре­стом в ЧК. В 1920 эмиг­ри­ро­вал в Бел­град. Проф. Бел­град­ско­го ун-та (1920–37). Пред. Об-ва рус­ских учё­ных (1928–37), Рус­ско­го пе­да­го­гич. об-ва (до 1937) и Рус­ско­го на­уч. ин-та в Юго­сла­вии (1936–1937).

Цен­траль­ная те­ма ис­сле­до­ва­ний Д. – взаи­мо­от­но­ше­ния Церк­ви и гос-ва и за­щи­та цер­ков­ной сво­бо­ды. Док­тор­ская дис. «Преп. Фео­дор, ис­по­вед­ник и игу­мен сту­дий­ский» (ч. 1–2, 1913–14) – мо­ну­мен­таль­ный труд, по­свя­щён­ный ис­то­рии ви­зант. Церк­ви эпо­хи ико­но­бор­че­ст­ва. Соч. Д. «Ру­ко­во­дство по ис­то­рии Рус­ской церк­ви» (вып. 1–4, 1884–1893; 2-е изд., 1999) бы­ло ре­ко­мен­до­ва­но для ду­хов­ных се­ми­на­рий и удо­стое­но пре­мии митр. Ма­ка­рия (Бул­га­ко­ва). Ис­сле­до­ва­ние «Со­лот­чин­ский мо­на­стырь, его слу­ги и кре­сть­я­не в XVII в.» (1888) вне­сло важ­ный вклад в изу­че­ние рус. эко­но­мич. ис­то­рии. Не­опуб­ли­ко­ван­ны­ми ос­та­лись две боль­шие ра­бо­ты, на­писан­ные Д. в Бел­гра­де (Ар­хив Сер­бии. Фонд Бел­град­ско­го ун-та. № 432): «Курс лек­ций по об­щей ис­то­рии Церк­ви» (на серб. яз., в 1933 ли­то­гра­фи­ро­ван сту­ден­та­ми) и «Хри­сти­ан­ские хе­те­ро­док­саль­ные церк­ви (к во­про­су о со­еди­не­нии их с пра­во­слав­ной и о inter­com­mu­nio in sacris)». Уче­ник и про­дол­жа­тель ис­сле­до­ва­тель­ской тра­ди­ции Д. – Н. Н. Афа­нась­ев.

Лит.: Афа­нась­ев Н. Па­мя­ти А. П. Доб­ро­клон­ско­го // Вест­ник Рус­ско­го сту­ден­че­ско­го хри­сти­ан­ско­го дви­же­ния. Па­риж, 1938; Др У. А. П. Доб­ро­клон­ский // Бо­го­сло­вье. 1938. № 1; Ев­тич А. А. П. Доб­ро­клон­ский // Там же. 1980. № 1–2.

Вернуться к началу