ДОБРОКЛО́НСКИЙ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОБРОКЛО́НСКИЙ Александр Павлович [10(22).12.1856, Павловский Посад Богородского у. Моск. губ. – дек. 1937 или янв. 1938, Белград], рос. историк Церкви, представитель церковно-историч. школы Моск. духовной академии.
Из семьи священника. Окончил Моск. духовную академию (1880), ученик Е. Е. Голубинского и А. П. Лебедева. Преподаватель Пензенской (1880–81), Рязанской (1881–92) и Московской (1892–1899) духовных семинарий; приват-доцент Моск. ун-та (1892–99). Проф. (1899–1920) и ректор Новороссийского ун-та в Одессе (1915–19). В апр. 1919 уволен из ун-та как преподаватель «клерикального» предмета. В течение июля 1919 находился под арестом в ЧК. В 1920 эмигрировал в Белград. Проф. Белградского ун-та (1920–37). Пред. Об-ва русских учёных (1928–37), Русского педагогич. об-ва (до 1937) и Русского науч. ин-та в Югославии (1936–1937).
Центральная тема исследований Д. – взаимоотношения Церкви и гос-ва и защита церковной свободы. Докторская дис. «Преп. Феодор, исповедник и игумен студийский» (ч. 1–2, 1913–14) – монументальный труд, посвящённый истории визант. Церкви эпохи иконоборчества. Соч. Д. «Руководство по истории Русской церкви» (вып. 1–4, 1884–1893; 2-е изд., 1999) было рекомендовано для духовных семинарий и удостоено премии митр. Макария (Булгакова). Исследование «Солотчинский монастырь, его слуги и крестьяне в XVII в.» (1888) внесло важный вклад в изучение рус. экономич. истории. Неопубликованными остались две большие работы, написанные Д. в Белграде (Архив Сербии. Фонд Белградского ун-та. № 432): «Курс лекций по общей истории Церкви» (на серб. яз., в 1933 литографирован студентами) и «Христианские хетеродоксальные церкви (к вопросу о соединении их с православной и о intercommunio in sacris)». Ученик и продолжатель исследовательской традиции Д. – Н. Н. Афанасьев.