Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОЛУБИ́НСКИЙ ЕВГЕНИЙ ЕВСТИГНЕЕВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 361

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Платонов

ГОЛУБИ́НСКИЙ Ев­ге­ний Ев­стиг­нее­вич [28.2(12.3).1834, с. Мат­вее­во Ко­лог­рив­ско­го у. Ко­ст­ром­ской губ. – 7(20).1.1912, Сер­ги­ев­ский По­сад Дмит­ров­ско­го у. Мос­ков­ской губ., ны­не Сер­ги­ев По­сад Мос­ков­ской обл.], рос. цер­ков­ный ис­то­рик, акад. Пе­терб. АН (1903). Из се­мьи свя­щен­ни­ка. Окон­чил Моск. ду­хов­ную ака­де­мию (МДА) в 1858. С 1861 ба­ка­лавр МДА по ка­фед­рам ис­то­рии рус. церк­ви и нем. яз.; так­же пре­по­да­вал цер­ков­ную сло­вес­ность и ар­хео­ло­гию. Уче­ник А. В. Гор­ско­го. В 1872–74 на­прав­лен в на­уч. ко­ман­ди­ров­ку на Ближ­ний Вос­ток, Бал­ка­ны, в Ита­лию и Ав­ст­ро-Венг­рию для оз­на­ком­ле­ния с «бы­том со­вре­мен­ным и па­мят­ни­ка­ми ис­то­ри­ческой жиз­ни пра­во­слав­ных церк­вей». С 1878 чл. ОИДР. В 1880 за­щи­тил док­тор­скую дис. «Ис­то­рия Рус­ской церк­ви» (т. 1: Пе­ри­од пер­вый, Ки­ев­ский или до­мон­голь­ский, 1880–1881); удо­стое­на Ува­ров­ской пр. АН. Ис­то­ри­ко-кри­тич. ха­рак­тер это­го ис­сле­до­ва­ния вы­звал не­до­воль­ст­во обер-про­ку­ро­ра Си­но­да К. П. По­бе­до­нос­це­ва, что на­дол­го ог­ра­ни­чи­ло Г. воз­мож­но­сти даль­ней­шей ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты и со­з­да­ло цен­зур­ные пре­гра­ды для за­вер­ше­ния пуб­ли­ка­ции. С 1881 проф. МДА. По­мощ­ник рек­то­ра по цер­ков­но-ис­то­рич. от­де­ле­нию и чл. прав­ле­ния МДА (1884–1893). В 1895 вы­шел в от­став­ку. В 1906–1907 чл. Пред­со­бор­но­го при­сут­ст­вия при Си­но­де.

Г. оди­на­ко­во да­лёк от за­пад­нич. идеа­ли­за­ции Ев­ро­пы и от сла­вя­но­филь­ской идеа­ли­за­ции Древ­ней Ру­си. Яв­лял­ся апо­ло­ге­том хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния и со­бор­но­сти Церк­ви; ав­тор св. 70 ра­бот по ис­то­рии рус. и юж.-слав. церк­вей. В 1893 по­лу­чил пре­мию митр. Ма­ка­рия за соч. «Пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский и соз­дан­ная им Тро­иц­кая лав­ра». В 1892–96 уча­ст­во­вал в дис­кус­сии о ста­ро­об­ряд­че­ст­ве, изу­чал при­чи­ны рас­ко­ла Церк­ви («К на­шей по­ле­ми­ке со ста­ро­об­ряд­ца­ми», 1892; 2-е изд., 1905). Ис­сле­до­ва­ние Г. «Ис­то­рия ка­нони­за­ции свя­тых в Рус­ской церк­ви» (1894; ре­принт – 1998) рас­кры­ло ис­то­рич. прин­ци­пы ка­но­ни­за­ции и по­слу­жи­ло Си­но­ду ру­ко­во­дством при при­чис­ле­нии к ли­ку свя­тых прп. Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го (1903). Гл. труд Г. – «Ис­то­рия Рус­ской церк­ви» (2-е изд., т. 1–2, 1900–04; ре­принт – 1997) от­ра­зил кар­ти­ну нар.-ре­лиг. жиз­ни Рос­сии 10–16 вв. Г. раз­де­лил ис­то­рию Рус. церк­ви на пе­ри­од «гра­мот­но­сти» (до­пет­ров­ский) и пе­ри­од «про­све­ще­ния» (по­сле­пет­ров­ский); про­вёл кри­тич. ана­лиз ис­точ­ни­ков рус. цер­ков­ной ис­то­рии (оп­ро­верг ле­то­пис­ные пре­да­ния о пу­те­ше­ст­вии ап. Ан­д­рея по бе­ре­гам Днеп­ра и Вол­хо­ва, из­вес­тия о кре­ще­нии Ас­коль­да и Ди­ра и др.). Ис­поль­зуя срав­нит. ана­лиз рус­ских и за­ру­беж­ных пра­во­слав­ных ис­точ­ни­ков, от­крыл мно­гие но­вые фак­ты ис­то­рии рус. цер­ков­ных ин­сти­ту­тов (епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния, при­ход­ско­го ду­хо­вен­ст­ва, мо­на­сты­рей), а так­же цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ры. Уче­ни­ка­ми Г. бы­ли И. Д. Ан­д­ре­ев, С. А. Бе­ло­ку­ров, Н. Н. Глу­бо­ков­ский, А. П. Го­луб­цов, А. П. Доб­ро­клон­ский, Н. Ф. Кап­те­рев, С. И. Смир­нов и др.

Лит.: Глу­бо­ков­ский НН. Проф. Е. Е. Го­лу­бин­ский // Со­суд из­бран­ный. СПб., 1994. [Кн. 1]; По­лу­нов АЮ., Со­ловь­ев ИВ. Жизнь и тру­ды ака­де­ми­ка Е. Е. Го­лу­бин­ско­го. М., 1998; Се­реб­рян­ский НИ. Ма­те­риа­лы о се­ми­нар­ской жиз­ни пи­том­ца Ко­ст­ром­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии ака­де­ми­ка Е. Е. Голу­бин­ско­го // Цер­ков­но-ис­то­ри­че­ский вест­ник. 2003. № 10; Пла­то­нов АА. Ака­де­мик Е. Е. Го­лу­бин­ский – ис­то­рик и че­ло­век // Оте­че­ст­вен­ные ар­хи­вы. 2003. № 3.

Вернуться к началу