ГОЛУБИ́НСКИЙ ЕВГЕНИЙ ЕВСТИГНЕЕВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОЛУБИ́НСКИЙ Евгений Евстигнеевич [28.2(12.3).1834, с. Матвеево Кологривского у. Костромской губ. – 7(20).1.1912, Сергиевский Посад Дмитровского у. Московской губ., ныне Сергиев Посад Московской обл.], рос. церковный историк, акад. Петерб. АН (1903). Из семьи священника. Окончил Моск. духовную академию (МДА) в 1858. С 1861 бакалавр МДА по кафедрам истории рус. церкви и нем. яз.; также преподавал церковную словесность и археологию. Ученик А. В. Горского. В 1872–74 направлен в науч. командировку на Ближний Восток, Балканы, в Италию и Австро-Венгрию для ознакомления с «бытом современным и памятниками исторической жизни православных церквей». С 1878 чл. ОИДР. В 1880 защитил докторскую дис. «История Русской церкви» (т. 1: Период первый, Киевский или домонгольский, 1880–1881); удостоена Уваровской пр. АН. Историко-критич. характер этого исследования вызвал недовольство обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, что надолго ограничило Г. возможности дальнейшей исследовательской работы и создало цензурные преграды для завершения публикации. С 1881 проф. МДА. Помощник ректора по церковно-историч. отделению и чл. правления МДА (1884–1893). В 1895 вышел в отставку. В 1906–1907 чл. Предсоборного присутствия при Синоде.
Г. одинаково далёк от западнич. идеализации Европы и от славянофильской идеализации Древней Руси. Являлся апологетом христианского просвещения и соборности Церкви; автор св. 70 работ по истории рус. и юж.-слав. церквей. В 1893 получил премию митр. Макария за соч. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». В 1892–96 участвовал в дискуссии о старообрядчестве, изучал причины раскола Церкви («К нашей полемике со старообрядцами», 1892; 2-е изд., 1905). Исследование Г. «История канонизации святых в Русской церкви» (1894; репринт – 1998) раскрыло историч. принципы канонизации и послужило Синоду руководством при причислении к лику святых прп. Серафима Саровского (1903). Гл. труд Г. – «История Русской церкви» (2-е изд., т. 1–2, 1900–04; репринт – 1997) отразил картину нар.-религ. жизни России 10–16 вв. Г. разделил историю Рус. церкви на период «грамотности» (допетровский) и период «просвещения» (послепетровский); провёл критич. анализ источников рус. церковной истории (опроверг летописные предания о путешествии ап. Андрея по берегам Днепра и Волхова, известия о крещении Аскольда и Дира и др.). Используя сравнит. анализ русских и зарубежных православных источников, открыл многие новые факты истории рус. церковных институтов (епархиального управления, приходского духовенства, монастырей), а также церковной архитектуры. Учениками Г. были И. Д. Андреев, С. А. Белокуров, Н. Н. Глубоковский, А. П. Голубцов, А. П. Доброклонский, Н. Ф. Каптерев, С. И. Смирнов и др.